Мне бы в небо
Кластер "Южный порт" - так называется этот проект, который расположен в окружении промзон по соседству с грузовым портом. Попасть туда не так просто - кругом заборы, нет тротуаров, а местами и освещения - только ржавые трубы и старые заводские корпуса. "Территория непроницаема и небезопасна: отсутствует благоустройство, пешеходные связи, Москва-река изолирована от людей, нет доступа к воде, - описывает ситуацию главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. - Район практически выключен из жизни города, но в будущем ситуация изменится. На берегу появятся жилые кварталы, офисы, общественная застройка и набережная мирового уровня".
Проект застройки настолько крупный, что одному девелоперу он не под силу, потому в ассоциацию объединились пять девелоперских компаний, чтобы реализовать планы общими усилиями. Новый проект иногда называют еще и вторым "Москва Сити", но верно это лишь отчасти - во-первых, площадь "Южного порта" значительно больше, а во-вторых, помимо офисов здесь планируется возвести много жилья.
К примеру, прямо на берегу запланирован жилой комплекс из трех башен на едином стилобате - высота каждой до 300 метров. Небоскребы называют аванградными - у них необычная форма и практически сплошное остекление фасадов. Впрочем, вокруг тоже будет много небоскребов - они станут основой квартала. Возле трех башен до 2042 года инвесторы планируют построить 1,4 млн "квадратов" недвижимости, из которых 415 тыс. составит общественная часть - деловой и культурный центры, торговые галереи, образовательные учреждения, поликлиника.
Благоустроят и набережную - она протянется на два километра. Береговая часть сейчас закрыта, но в перспективе может стать одной из самых популярных - доступ к ней откроется не только для местных жителей, но и для всех желающих. Настоящей достопримечательностью набережной станут парящий пешеходный мост и канатная дорога, которая свяжет район с соседним берегом, обещают инвесторы.
Под землей и по воде
Еще один ЖК, который вырастет в промзоне, насчитывает 14 корпусов высотой от 12 до 69 этажей. В них запланировано 6 тыс. квартир. Рядом школа на 500 учеников и детский сад на 225 детей, транспортно-пересадочный узел и технопарк. Под стать и другие утвержденные проекты застройки - в каждом будут школы, детсады и другая "социалка".
В соцсетях, кстати, опасаются, что проект постигнет участь первого столичного делового квартала - "Москва Сити". Там кроме небоскребов практически ничего нет - ни парков, ни общественных пространств, если не считать таковым подземный торговый центр. Но власти и застройщики уверяют, что этого не произойдет - в "Южном порту" и плотность застройки не такая высокая, и кроме небоскребов планируются и дома небольшой этажности, а также зеленые дворы-парки, набережная и т.д.
Не должно возникнуть и транспортных проблем. В тот же "Москва Сити" поначалу было в принципе трудно добраться, но сейчас туда подвели массу рельсового транспорта. На машине, правда, перемещаться там все равно неудобно - автомобилям не хватает места.
В "Южном порту" сойдутся метро, речной и наземный транспорт, а также канатная дорога. "Проработали схемы движения транспорта, спроектировали новые развязки и станцию метро. Обновленное пространство станет новым центром городской жизни, а значит, должно быть готово к большим транспортным нагрузкам", - комментирует проект мэр Сергей Собянин.
В этом смысле городские власти даже действуют на опережение - никаких небоскребов на месте промзоны еще нет, а транспортная инфраструктура уже появляется. Например, запущен регулярный водный маршрут "Печатники" - "Автозаводский мост", по которому круглый год курсируют речные электротрамваи. Открыто движение и на южном участке Московского скоростного диаметра от Курьяновского бульвара до улицы Кантемировской.
В перспективе у кластера появится и собственная станция метро "Южный порт". Ее построят на салатовой ветке между действующими станциями "Кожуховская" и "Печатники". С примыкающей к ней пешеходной эстакады будет выход к Москве-реке, обещают в столичном стройкомплексе.