Звездами российской экспозиции стали военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А(Э), который впервые показали публике, и экспортная версия ударного вертолета Ка-52 "Аллигатор". В павильоне посетителям презентовали истребитель пятого поколения Су-57Э, самолет-заправщик Ил-78МК-90А, истребитель Су-35, военно-транспортный вертолет Ми-171Ш и доказавший свою эффективность в реальных боях вертолет Ми-28НЭ "Ночной охотник".
Как сообщил генеральный директор АО "Рособоронэкспорт" Александр Михеев, портфель заказов на российское вооружение стабильно держится на уровне 50 миллиардов долларов. Страны Ближнего Востока традиционно занимают значительную долю в портфеле заказов Рособоронэкспорта, от 40 до 50 процентов.
- Мы рассчитываем на рост заказов, в первую очередь, не в долевом, а в абсолютном отношении, учитывая активную работу в других регионах мира. Главным драйвером роста до конца десятилетия Рособоронэкспорт видит технологическое сотрудничество - совместную с партнерами разработку и производство высокотехнологичной продукции, - отметил Михеев.
По данным госкорпорации "Ростех", на выставке были заключены договоры о поставке боевой и военно-транспортной авиации в 14 стран (сумма контракта - 13 миллиардов долларов), боевых вертолетов - в 18 стран на пять миллиардов долларов, авиадвигателей - в 14 стран на 4 миллиарда долларов.
Таким образом, предприятия российского оборонно-промышленного комплекса, в том числе на юге России, обеспечены военными заказами на несколько лет. В Ростове-на-Дону производят и обслуживают знаменитые вертолеты семейства Ми-24/Ми-35, новейшие машины Ми-28Н "Ночной охотник" и самые грузоподъемные в мире вертолеты Ми-26.
Кстати, дебют экспортного варианта "Ночного охотника", который в НАТО назвали Havoc - "Опустошитель", состоялся в Объединенных Арабских Эмиратах два года назад. Иностранцев покорило сочетание боевой мощи, маневренности и живучести вертолета. Ми-28НЭ вооружены автоматическими 30-миллиметровыми пушками, могут нести три типа противотанковых ракет с дальностью действия шесть и десять километров, управляемые авиабомбы класса "воздух-ракета" и авиабомбы весом до 500 килограммов.
Кроме того, "Ночной охотник" отличается высокой живучестью. Лопасти несущего винта способны выдержать попадание 30-миллиметрового снаряда. На вертолете можно летать с одним двигателем, если другой поврежден. Передние и боковые стекла, а также сама кабина экипажа бронированы. В ходе специальной военной операции Ми-28Н продемонстрировал чудеса живучести: весной 2022 года пилотам удалось посадить подбитую из ПЗРК машину даже без хвостовой балки.
Не менее перспективным в плане бизнеса выглядит и производство вертолета Ми-26, для которого разрабатывается газогенераторный двигатель ПД-8. Перспективный мотор придет на смену двигателю Д-136 мощностью 11,4 тысячи лошадиных сил. Новая силовая установка создается с применением новейших российских материалов и прогрессивных технологий, в том числе 3D-печати. В работе задействованы предприятия Объединенной двигателестроительной корпорации, применяется опыт создания двигателя ПД-14.
"За счет применения нового газогенератора обеспечено снижение расхода топлива на 3 - 5 процентов по сравнению с другими двигателями. Исключение валютной составляющей и использование только российских материалов обеспечит десятипроцентное снижение цены двигателя и стоимости его технического обслуживания и ремонта" - сообщает Ростех.
Кроме того, перспективный авиадвигатель также можно устанавливать на строящиеся в Таганроге самолеты-амфибии Бе-200. Новая установка ПД-8 сейчас проходит стендовые испытания.
Работающие в Ростовской области предприятия оборонно-промышленного комплекса нарастили выпуск продукции за девять месяцев этого года в 1,5 раза по сравнению с тем же периодом 2022-го.
- Бесперебойная работа предприятий ОПК сегодня крайне важна. С учетом потребностей Минобороны предприятия этого профиля увеличивают производство по гособоронзаказу авиационной и вертолетной техники, спецхимии, спецзащиты и радиоэлектроники. Уже налажено обеспечение техникой СВО, - сообщил министр промышленности Ростовской области Андрей Савельев.
Кроме того, по его словам, на Дону уже начали производство беспилотных авиационных систем, которые поставляются в зону СВО. На Дону также утверждена региональная программа развития беспилотных авиационных систем до 2030 года. Согласно программе, количество выпускаемых беспилотников должно вырасти в десять раз.
Напомним, что индекс промышленного производства в Ростовской области с января по сентябрь вырос к прошлому году на 5,6 процента. Обрабатывающие промышленные предприятия с начала года отгрузили продукции более чем на триллион рублей. Это на 12 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года.