Профессор Колумбийского университета Роберт Ленгвольд и директор Института социального развития Европы и Азии при Исследовательском центре развития Госсовета КНР Ли Юнцюань указывали на огромный торговый оборот между США и Китаем, составляющий около 700 миллиардов долларов, полагая, что данный фактор способен удержать обе стороны от развития конфронтации. В свою очередь замдиректора ИМЭМО РАН Александр Ломанов считает, что перспектива новой холодной войны становится все более осязаемой, и Запад может даже попытаться нанести мощный санкционный удар по Китаю с целью расшатать его экономику и подорвать внутреннюю стабильность. По словам же директора Института мировой экономики и политики Китайской Академии общественных наук Чжана Юйяня, для США в отношениях с Китаем теперь важны в первую очередь не экономические выгоды и затраты, а цель нанести ему как можно больший ущерб. И это уже негативно сказывается на мировой экономике и торговле.
Китайские ученые при этом подчеркивали, что Китай достиг своих успехов за счет мирного развития и получил огромные выгоды от глобализации. Он и дальше готов развиваться на принципах мира и открытости экономики. Однако в США рассматривают Китай как угрозу для своей гегемонии, и при этом не готовы учитывать интересы Пекина. По словам Ли, Китаю нужен мир во всем мире, а американцам, чтобы сохранить свой статус, нужен не мир, а мировой хаос.
Кроме того, как отметил Ломанов, Запад все больше нервничает по поводу возрастающей военной мощи Китая, при этом достигнуть каких-либо договоренностей с Пекином по контролю над ядерными вооружениями у Вашингтона не получается. "Россия уже, можно сказать, завершила модернизацию своего ядерного арсенала. Китай находится на среднем этапе, а американцы только в самом начальстве модернизации. Поэтому у них есть вполне объяснимые опасения, что они могут оказаться в ситуации, когда у них будет заведомо меньший потенциал, чем у России и Китая по отдельности и вместе взятых", - объяснил нервозность Вашингтона в интервью "РГ" российский эксперт в области стратегических вооружений, научный сотрудник ИМЭМО Дмитрий Стефанович, подтвердив также, что никаких перспектив американо-китайских договоренностей по контролю над вооружениями пока не просматривается. Китай, по словам Стефановича, находясь на этапе количественного и качественного изменения своих стратегических сил, не слишком заинтересован в их ограничении. Американцы же, несмотря на все свое втянуть Китай в такие ограничения, не готовы предложить Пекину в обмен что-либо, способное его заинтересовать, например, отказ от своих особых отношений с союзниками в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Внимание участников сессии также привлек вопрос о месте Европы в возможной конфронтации между Китаем и США. По мнению китайских экспертов, Евросоюз имеет важное значение и способен играть значимую роль в многополярном мире, поэтому Китай должен, по выражению Чжана Юйяня, "выходить за рамки отношений США", обращаясь ко всему миру, и в том числе к ЕС. Ли Юнцюань при этом заметил, что главная угроза статусу США как сверхдержавы - это стратегическая автономия Евросоюза, поэтому Вашингтон стремится взять Европу под контроль, создав для нее врага в лице России.
"Китай чуть менее пессимистично смотрит на Европу. Возможно, в долгосрочном плане, а Китай всегда мыслит в долгосрочном, это, может быть, и будет оправданно", - прокомментировал "РГ" мнение китайских экспертов член Совета Федерации, а в недавнем прошлом постпред РФ при Евросоюзе Владимир Чижов, добавив, что Россия также не захлопывает окончательно дверь перед Европой. "Это Европа захлопывает дверь. А так, посмотрим, когда они поумнеют, если поумнеют, то есть когда они осознают всю глубину своих сегодняшних заблуждений и ошибочность своего подхода, то они знают, где нас найти", - сказал российский дипломат.