30.11.2023 12:22
Экономика

Аналитики раскрыли, какими банковскими продуктами чаще недовольны клиенты

Текст:  Кирилл Каштанов
Негативные отзывы клиентов чаще всего получают банковские карты и кредитные продукты, отмечается в исследовании Банки.ру, которое есть у "Российской газеты". Дело в том, что зачастую недовольство проявляется из-за несоблюдения заявленных условий: пользователи путаются в сложных тарифах и доверяются маркетинговым акциям и льготным предложениям, действующим только первое время.
Читать на сайте RG.RU

По данным Банки.ру, в лидерах как по негативным, так и по положительным отзывам, находятся банковские карты. Их российские банки выпустили в размере более 418 млн штук по состоянию на 1 июля 2023 года, 12% из них - кредитные, сообщил Банк России.

Банк России снова ужесточил правила выдачи потребкредитов

Как подсчитали аналитики финансового маркетплейса, более половины отрицательных оценок - 54% - приходится именно на дебетовые и кредитные карты. На долю потребительских кредитов - 10%, на ипотеку чуть меньше - 7%.

Во всех этих случаях, помимо некорректных консультаций, наблюдаются либо недовольство заявленными условиями, либо их несоблюдение, а иногда все вместе, говорят аналитики. Причина проблемы, по их словам, зачастую кроется в сложности тарифных сеток: клиентам в них разобраться сложно. На отзывы влияют и маркетинговые льготы, ограниченные исключениями, лимитами и временем действия акций.

"Много жалоб касается изменения начислений бонусов, списания сумм за обслуживание карт после завершения акций и спецпредложений, а также одностороннего изменения тарифов со стороны банков" - отмечают в Банки.ру со ссылкой на отзывы клиентов.

Важно отметить, что часто банки привлекали клиентов низкими кредитными ставками, упоминая их в рекламе. С ноября уже действуют новые ограничения: кредитным организациям, в том числе микрофинансовым, запрещено указывать только выгодные минимальные проценты. Теперь необходимо упоминать и максимальные ставки, причем в том же размере и шрифте. Применяется это не только к текстовым сообщениям, но и к звуковым, а также к публикациям в приложениях и на сайтах. В ЦБ считают, что новый закон поможет клиентам обращать внимание на дополнительные условия кредитного договора. Это, в свою очередь, позволит более осознанно рассчитывать свою финансовую нагрузку.

ЦБ предложил ввести правила онлайн-продаж вкладов и кредитов

При этом банки нередко вводят акции для новых клиентов, предлагающие повышенные бонусы или ставки, сниженные комиссии и больший беспроцентный период, иногда скрывают важные условия. Как отмечала ранее глава Банка России Эльвира Набиуллина, удобные сервисы становятся качественной характеристикой для российского финансового сектора. "Но мы видим как регулятор, в том числе отвечающий за защиту прав потребителей, в том числе из количества жалоб, что ситуация не идеальная", - подчеркнула она.

По словам председателя ЦБ, существуют скрытые уловки, продажи инвестиционных продуктов с непонятными характеристиками и навязывание услуг. И даже когда люди выходят с жалобами, претензиями, действуют очень сложные, бюрократически длительные процедуры, чтобы защитить свои права, сказала Набиуллина.

К тому же важна именно долгосрочная лояльность клиента. Но внутри финансовых институтов, по словам главы ЦБ, могут бороться противоположные тенденции. С одной стороны, банк создает удобные сервисы для людей. С другой же, вводит новые комиссии, прячет важные условия для получения этих услуг. Продукт должен быть сосредоточен на потребностях людей, заявила Набиуллина.

Набиуллина: Банки вернулись в хорошую форму, пора думать о развитии

"Перед тем, как выводить продукт на рынок, должна быть процедура оценки клиентской ценности этого продукта, корректности и полноты информации, которую организация дает клиенту", - сказала она. И такая оценка, как минимум, должна быть по сложным продуктам. Процедура начнется с рекомендаций до конца текущего года, но затем станет обязательной в рамках базовых стандартов.

Банки