30.11.2023 13:08
Экономика

Новые методы работы налоговой службы в Прикамье повышают платежную дисциплину

Новые методы работы налоговой службы повышают платежную дисциплину
Текст:  Александр Шестаков (Пермь)
Российская газета - Спецвыпуск: По праву лучшие №272 (9217)
Федеральная налоговая служба - это надзорный орган, главная функция которого - контроль. Однако в последние годы методы работы учреждения меняются, что приносит ощутимый результат. О том, как выстраиваются взаимоотношения ведомства с налогоплательщиками, о перспективах медиации в этой сфере, а также о новшествах в налоговом законодательстве "Российской газете" рассказала руководитель УФНС России по Пермскому краю Наталья Гурова.
Наталья Гурова: Началом изменений подходов работы налоговых органов послужил Манифест Федеральной налоговой службы. / УФНС по Пермскому краю
Читать на сайте RG.RU

Российская газета: Наталья Владимировна, в чем смысл происходящих в ведомстве реформ, на что они направлены и какого результата удалось добиться?

Наталья Гурова: Началом изменений подходов работы налоговых органов послужил Манифест Федеральной налоговой службы, основной принцип которого - сформировать взаимное доверие. Мы считаем, что если следовать этому простому правилу, число добросовестных плательщиков увеличится, а злоупотребления в сфере налоговых отношений со временем искоренятся.

Формирование доверия налогового администрирования включает в себя стабильность и понятность правил налогообложения, эффективную обратную связь, снижение количества разногласий. Важную роль играет прямой диалог между налоговым органом и самим бизнесом, а не его представителями. Если показывать налогоплательщикам, как и из чего складываются их обязательства, рассказывать о рисках и мерах, которые помогут их устранить, то мы сможем наглядно продемонстрировать, что выход из тени возможен и не обернется для бизнеса крахом.

/ Евгения Власова

Огромную роль сыграли наши новые цифровые сервисы. Накоплены массивы информации, которые позволяют выстраивать работу, ориентируясь вовне, на людей. Десятилетие назад, не имея такой базы данных, мы были вынуждены вручную, точечно выявлять зоны риска, неплательщиков, проводить многочисленные проверки, фиксировать уклонения, взыскивать недоимки и многое другое.

Когда информация была уже накоплена, то оказалось, что вопросов, которые надо решить с налогоплательщиками, настолько много, что решить их прежними методами просто невозможно. Условно говоря, проверять всех подряд так, как мы делали это раньше, нереально - для этого нет ресурсов, да и смысла в этом нет.

Поэтому мы перешли на рискориентированный подход - продекларировали принципы, подходы и критерии, которыми мы руководствуемся, чтобы плательщики о них знали и могли эту информацию использовать так, чтобы избежать конфликтных ситуаций. В итоге получилось, что проверять нам теперь приходится только тех, кто эти правила игнорирует. Сегодня мы много рассказываем, доводим, объясняем и получаем обратную связь, при этом мы видим тех, кто пренебрегает полученными от нас знаниями либо не понимает их.

Неопределенность таким образом почти исключена - все понимают, чем мы занимаемся, каковы требования законодательства и какая возникает ответственность за их невыполнение. То есть перешли к практике профилактики, а не наказаний.

Сыграла роль и экономическая ситуация. Мы владеем всеми данными по состоянию бизнеса, видим тенденции, проблемы, возникающие у налогоплательщиков. К примеру, сегодня не хватает оборотных денег, и это объективная реальность. Все началось с коронавируса, сегодня определенный отпечаток накладывает проведение специальной военной операции.

/ Евгения Власова

Российская газета: Но при всех нововведениях вы остались контрольно-надзорным органом?

Наталья Гурова: Да, но стали гораздо больше помогать налогоплательщикам, решать их проблемы законным способом, потому что хотим, чтобы бизнес сохранился и продолжил развиваться.

Сегодня применяется отраслевой подход: если мы видим, что в какой-то сфере возникает напряжение, возможны нарушения правил игры, риски, то выходим на открытый диалог с участниками отрасли и предлагаем законные пути решения проблемы. Опять же, проверкам подвергаются только те, кто по каким-то причинам не идет нам навстречу. Так как, подчеркну, мы выступаем гарантами создания конкурентной среды. Надо отметить, что нарушителей год от года становится все меньше.

Это подтверждает статистика. Если до 2018 года основные, до 80 процентов, налоговые поступления происходили по результатам проверок бизнеса, когда мы их взыскивали через суды, то уже в 2019 году, когда мы стали переходить на новые методы работы, процент добровольных поступлений стал стремительно расти.

Налогоплательщики стали сами уточнять налоговые обязательства, не доводя до камеральных проверок и тем более судов. И эта положительная тенденция сохраняется.

Еще один фактор сыграл свою роль - мы стали больше проводить быстрые тематические проверки. Видим риск, понимаем, что плательщик по каким-то причинам его не воспринимает, и показываем, что пора меняться, выходить из тени. Сегодня такие проверки в приоритете и направлены в первую очередь на то, чтобы показать, что с государством нужно быть в открытом диалоге на равных.

Российская газета: Существует примирительная процедура - медиация. Есть ли она сегодня в правоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками и каковы перспективы этого направления работы?

Наталья Гурова: Предпосылки к внедрению медиации в налоговой сфере как способа решения спора при содействии третьей стороны существуют. Мы только делаем пробные шаги в этом направлении, так как вопросов пока гораздо больше, чем ответов, и появятся они именно в процессе, когда мы постепенно будем наращивать объем данных, объем знаний в этой сфере.

Пока же все-таки медиация в налоговых правоотношениях как таковая не существует. Чтобы она заработала, необходимо принять соответствующие изменения на законодательном уровне. Отдельно стоит проблема наличия реальных коррупционных рисков, связанных как с работой налоговых инспекторов, так и с оплатой услуг медиаторов.

Налоговики стали гораздо больше помогать налогоплательщикам, решать их проблемы законным способом. / УФНС по Пермскому краю

Но надо сказать, что в своей работе мы уже успешно используем некоторые медиативные подходы. Например, это выстраивание полноценного диалога с налогоплательщиками на стадии побуждения, еще до каких-либо проверок, реконструкция, при наличии соответствующих документов и сведений, налоговых обязательств, смягчение ответственности путем применения многократного снижения сумм наложенных ранее штрафов, досудебное урегулирование споров, то есть рассмотрение жалоб на решения налоговых органов, в том числе с приглашением налогоплательщиков.

Очень важный момент, напрямую относящийся к медиации, - это именно досудебное урегулирование споров. Раньше налогоплательщики и другие участники налоговых правоотношений отдавали предпочтение судебному урегулированию конфликтов. Мало того, что суды оказались перегружены делами, такие споры - это огромные финансовые и эмоциональные затраты. В конце концов - репутационные потери. Благодаря нашим усилиям, разъяснительной работе многие начинают понимать, что практически любую ситуацию можно не доводить до суда и разрешить проблему именно с помощью медиативных технологий. Мы это только приветствуем.

В Перми состоялся межрегиональный конгресс ученых-юристов

Российская газета: Какие законодательные новеллы в части налогообложения ждут в следующем году налогоплательщиков - как физических лиц, так и юридических?

Наталья Гурова: Самые значимые изменения для физлиц - это повышение размера социальных вычетов. С 1 января 2024 года вступают в силу изменения, согласно которым их совокупный размер увеличивается до 150 тысяч рублей, ранее эта сумма не превышала 120 тысяч.

Можно получить возврат денег по расходам на собственное обучение (на обучение детей максимальная сумма составляет 110 тысяч), на лечение (компенсация за медицинские услуги и приобретенные лекарственные препараты, назначенные врачом), на физкультурно-оздоровительные услуги и так далее.

Размер вычета не ограничен только в том случае, если гражданин прошел дорогостоящее лечение.

Благодаря цифровизации документы на получение вычетов с 2025 года (по расходам начиная с 2024 года) можно будет подавать в упрощенном порядке.

Что касается юрлиц, то с нового года появятся новые форма и формат представления пояснений организаций на сообщение налогового органа об исчисленном налоге на имущество. Это транспортный и земельный налоги, а также налог на имущество в отношении объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, размер налоговых обязательств по которым определяется налоговым органом на основании сведений регистрирующих органов.

Юрлицо вправе представить пояснения в течение 20 дней со дня получения сообщения. Сделать это можно, если сумма уплаченного налога за истекший период не соответствует рассчитанной налоговым органом, в том числе если не учтены основания для освобождения от уплаты налога, применения пониженных налоговых ставок и льгот.

Ответ на обращение налогоплательщика рассматривается в течение месяца со дня получения. О результатах налоговый орган информирует организацию: если сумма налога изменилась, то он проводит перерасчет и направляет уточненное сообщение об исчисленной сумме налога с указанием оснований для перерасчета.

Налоговики стали гораздо больше помогать налогоплательщикам, решать их проблемы законным способом. / Евгения Власова
Пермь Налоги