- Иван Александрович, последние полтора года российская экономика переживает глобальную трансформацию, связанную с международным экономическим давлением. Сказались ли санкции на системе госзаказа?
- Несомненно, глобальная конъюнктура влияет и на закупки, потому что все процессы госзаказа тесно связаны с общими тенденциями в экономике. И это не вопрос последних лет. Контрактная система эффективно справляется с разными вызовами. С первыми санкциями Россия столкнулась еще в 2014 году, а пандемийный 2020-й научил нас выстраивать новые логистические цепочки и работать в условиях тотальных ограничений. Поэтому новые санкционные пакеты и уход с российского рынка иностранного бизнеса не привели к сбою системы.
Для того, чтобы нивелировать негативное влияние, в стране постоянно проводятся меры для адаптации контрактной системы к новым реалиям. Упрощаются механизмы закупочных процедур, все больше процессов переводится в цифру, поощряется развитие импортозамещающих производств и так далее. При этом уделяется должное внимание развитию конкуренции, прозрачности закупок и экономии средств.
Все это не только позволяет стабильно обеспечивать необходимой продукцией государственных и муниципальных заказчиков - то есть больницы и социальные учреждения, школы и детские сады и так далее, - но и поддерживать добросовестных предпринимателей, для которых сегмент госзакупок стал дополнительным надежным рынком сбыта.
Нужно отметить, что все эти изменения планомерно проводились и раньше, просто с прошлого года по объективным причинам все процессы ускорились.
- Расскажите, как с этими задачами справляется столица?
- Сразу оговорюсь, что Москва - это крупнейший заказчик страны. И это означает не только наличие больших потребностей и возможностей, но и более высокий уровень ответственности за обеспечение честной конкурентной среды, прозрачности госзакупок и рационального расходования бюджетов.
Для этого в столице выстроена гибкая система оценки обоснованности закупок и экспертизы начальных цен контрактов, что позволяет экономить уже на этапе планирования без потери качества. Только за январь - сентябрь по результатам экспертизы город сэкономил 23,4 миллиарда рублей бюджетных средств.
Кроме того, типовая документация для проведения закупок, например, технические задания, контракты, критерии оценки, разработана по всем предметам, где это возможно, а в электронных закупочных системах созданы и постоянно пополняются детализированные каталоги продукции - конкретных товаров. Такая унификация обеспечивает, во-первых, допуск к госзаказу надежных поставщиков, во-вторых, значительное снижение затрат на закупки. Также благодаря этим мерам снижается до минимума доля процедур, при проведении которых участники сообщили о каких-либо нарушениях или ошибках, что ускоряет процесс снабжения.
Также московская система госзакупок помогает поддерживать предпринимателей. Дело в том, что Федеральным законодательством предусмотрено право заказчика устанавливать предельное значение цены в размере до 20 миллионов рублей при осуществлении закупок у малого бизнеса. Однако решением правительства с 2022 года это право сделали обязанностью для заказчиков столицы, и теперь все их закупки до 20 миллионов проводят исключительно среди субъектов малого предпринимательства. Столичное правительство также внесло предложение в Министерство финансов РФ о повышении ценовой планки таких закупок до 50 миллионов рублей.
- Возвращаясь к вопросу импортозамещения: какие сферы в первую очередь нуждались в привлечении отечественных поставщиков и как быстро городу удалось перестроиться на внутренний бизнес?
- Этот процесс начался в столице задолго до того, как иностранные компании начали покидать российский рынок. Например, для привлечения производителей город с 2017 года заключает офсетные контракты. Подписывая офсет, инвестор берет на себя обязательства локализовать либо модернизировать производство на территории Москвы, а взамен получает гарантию сбыта продукции для городских нужд на срок до 10 лет.
На сегодня подписано уже 14 таких контрактов, по шести из них инвесторы уже начали поставлять городу лекарства, медицинские изделия и продукты для молочных кухонь. Кстати, в прошлом году минимальный порог по инвестициям в офсеты был снижен в 10 раз - с миллиарда до 100 миллионов рублей, что сделало механизм более доступным для инвесторов.
Кроме того, с 2014 года в Москве применяются контракты жизненного цикла (КЖЦ). Они предусматривают не только закупку продукции, но и последующее обслуживание со стороны поставщика в течение всего срока действия контракта. Эффект КЖЦ трудно не заметить: с их помощью город закупает трамваи, электробусы, вагоны метро. В числе компаний-поставщиков известные отечественные производители: Тверской вагоностроительный завод, Метровагонмаш, ЛиАЗ, ГАЗ и КАМАЗ. Кроме общественного транспорта через КЖЦ закупается сложное медицинское оборудование, такое как аппараты УЗИ, КТ, МРТ, рентгена и другие. Важным эффектом таких закупок стало существенное снижение цен контрактов - оно достигало 50%, покрывающее эксплуатацию оборудования в течение 5-10 послегарантийных лет.
- Это все достаточно крупные и затратные закупки. А ведь та же самая больница нуждается не только в медоборудовании, но и в канцелярских товарах, бумаге, текущем ремонте, уборке и так далее. Как обстоят дела в этом сегменте госзаказа?
- Для таких закупок в Москве разработаны упрощенные процедуры, которые проводятся на Портале поставщиков. Предприниматели, имеющие опыт участия в закупках по 44-му и 223-му федеральным законам, знают, что это достаточно сложные процедуры: нужно знать нормативную базу, уметь правильно готовить заявки, вносить обеспечительные платежи, разбираться, как работают электронные торговые площадки и так далее. Все эти сложности делают систему прозрачной и необходимы в дорогостоящих закупках.
Постепенно стало понятно, что и закупки простых товаров на сравнительно небольшие суммы тоже можно сделать конкурентными, подталкивая предпринимателей к тому, чтобы они состязались за право заключения контракта. Для этого взяли за основу обычный аукцион по закону о контрактной системе, постарались из этого процесса убрать все сложное и обеспечить простоту участия в закупках на небольшие суммы.
Так в 2017 году появился новый способ закупки - котировочная сессия. По сути, это мини-аукцион, который длится от трех часов до суток. В ходе такой процедуры поставщики могут конкурировать друг с другом, постепенно снижая установленную изначально цену. Победителем становится претендент, предложивший товар, работу или услугу по наименьшей цене. С ним заключают договор по типовой форме, с проектом которого можно ознакомиться заранее.
- Поясните, что это за малые объемы, в которых можно использовать мини-аукционы?
- Через котировочные сессии московские заказчики могут приобретать товары на сумму до пяти миллионов рублей, а работы и услуги - до трех миллионов. До августа прошлого года предельный размер таких закупок ограничивался 600 тысячами рублей. Благодаря увеличению этих лимитов город получил возможность приобретать необходимую продукцию в большем объеме, увеличивать экономию, планировать закупки в более долгосрочной перспективе.
За девять месяцев на Портале поставщиков было опубликовано 139,2 тысячи мини-аукционов. За счет снижения начальной цены, которая составляла в среднем 14 процентов, столичные заказчики сэкономили 4,7 миллиарда рублей.
- Выгода для потребителя понятна и очевидна. Но если в процессе закупки цена снижается, чем это привлекательно для поставщика?
- Выгода для поставщика, конечно же, не в цене. Наша задача - не раздать бюджетные деньги, а обеспечить возможность проводить закупки на справедливых принципах, то есть отобрать лучшее по цене предложение, при этом с гарантированным качеством и от надежного поставщика. А для таких добросовестных предпринимателей это открывает простой доступ к сегменту государственных закупок, ведь для работы на Портале нужна только электронная подпись.
Таким образом бизнес, во-первых, получает гарантированный рынок сбыта, потому что спрос на типовую продукцию постоянный и предсказуемый: то есть его можно просчитать наперед, ведь мы постоянно покупаем те же канцтовары, бытовую химию, питьевую воду и множество других товаров.
Во-вторых, поставщики находят надежных контрагентов в лице государственных организаций. Трудно представить обстоятельства, при которых школа или детский сад откажется оплатить заказ, если поставщик выполнил свои обязательства по контракту. Кроме того, возможность посмотреть на других участников и посостязаться с ними - это, несомненно, стимул к развитию. Именно в конкурентной среде появляются новые точки роста.
- Это касается только московского бизнеса или предпринимателей из других регионов тоже?
- Как показывает практика, в закупках на Портале поставщиков участвуют не только поставщики из столицы. Около трети контрактов Москва заключает с бизнесом из других регионов. С января по октябрь совершено более 57 тысяч таких сделок на сумму свыше 10 миллиардов рублей.
Всего на платформе зарегистрировано более 310 тысяч пользователей из разных субъектов России, из них более 90 процентов - представители малого бизнеса. Поэтому Портал поставщиков можно уверенно назвать еще одним инструментом поддержки предпринимательства в стране, ведь для небольших компаний, ИП и самозанятых это означает возможность сохранять свое дело, работая напрямую с государством.