- После Чернобыля атомная энергетика в мире долгое время пребывала в "спящем" режиме. Но от прогресса отказаться нельзя, поэтому стояла задача сделать АЭС максимально безопасными, - говорит директор по технической политике института "Атомэнергопроект" Андрей Кучумов.
Нашим инженерам это удалось: современные российские энергоблоки - одни из самых безопасных в мире, а может, даже лучшие в этом плане. В первую очередь речь идет о наиболее массовых реакторах типа ВВЭР (водо-водяной энергетический). Они начали эксплуатироваться в 1950-1960 годах и с тех пор непрерывно совершенствовались.
- Первым серийным промышленным энергоблоком стал ВВЭР-440, получивший достаточно широкое распространение и в нашей стране, и за рубежом. Его мощность постепенно увеличивали, и следующее поколение было представлено реактором ВВЭР-1000, который сегодня установлен на многих АЭС. Серийное производство позволило отработать и используемое оборудование, и технологию сооружения, и в то же время обеспечить очень высокий уровень надежности и безопасности, - поясняет Андрей Кучумов.
В основе обеспечения безопасности проектов АЭС, разрабатываемых инжиниринговым дивизионом "Росатома", лежит принцип глубоко эшелонированной защиты. Системы безопасности в случае нештатной ситуации должны обеспечить четыре вещи: остановить работу реактора, охладить его, не допустить выхода наружу радиоактивных веществ и отвести тепло от ядерного топлива, чтобы оно остыло.
При создании линейки современных реакторов использовались и активные системы безопасности, и пассивные - не требующие внешнего питания и управления человеком. Например, двойная защитная оболочка здания реактора, способная выдержать падение 400-тонного "Боинга" или волну цунами, а также "ловушка расплава" - расположенная прямо под реактором емкость, в которую попадет содержимое активной зоны в случае ее расплавления. Разумеется, есть и активная система защиты, обеспечивающая отвод тепла и локализацию радиоактивных материалов внутри гермооболочки. А также альтернативное оборудование вне здания энергоблока, которое можно дополнительно подключить для быстрого устранения последствий аварии.
На современных АЭС даже при полном прекращении электроснабжения не будет выхода радиации в окружающую среду.
- Авария в Японии на АЭС "Фукусима" заставила нас в очередной раз обратиться к анализу безопасности. Так родился новый проект АЭС с реактором ВВЭР. В нем еще в большей степени предусмотрена защита от чрезвычайных внешних воздействий. Увеличено и время для анализа ситуации и принятия персоналом правильных действий для локализации возможных последствий развития аварии, - рассказывает советник директора отраслевого центра планирования и контроля сооружения объектов "Атомстройэкспорта" Александр Полушкин.
Самые новые российские станции оснащены реакторами поколения "3+", системы безопасности которых рассчитаны на управление запроектной аварией. Проще говоря, они устоят даже при катаклизмах, вероятность которых практически нулевая.
Например, при сооружении АЭС в сейсмически опасных зонах проектировщики, по словам Андрея Кучумова, берут за основу для расчетов максимальную магнитуду землетрясения за 10 тысяч лет.
По большинству показателей комплексные системы защиты реакторов ВВЭР поколений "3" и "3+" - уже лучшие в мире. Впрочем, по словам Андрея Кучумова, развитие продолжается, ведь приходится учитывать и новые угрозы. В частности, идет работа над укреплением кибербезопасности, а также развитием системы управления старением оборудования, которая также повышает надежность АЭС.
Андрей Кучумов:
Серийное производство позволило обеспечить очень высокий уровень надежности и безопасности.