04.12.2023 19:05
Экономика

Россию хотят вынудить увеличить скидки на нефть

Текст:  Сергей Тихонов
Российская газета - Федеральный выпуск: №275 (9220)
Решение ОПЕК+ не менять официальные параметры сокращения добычи нефти на 2024 год сыграло на руку инициаторам санкций против России. Не случайно уже через день после встречи министров альянса, 2 декабря, США ввели санкции против очередных трех танкеров, перевозящих российскую нефть выше потолка цен (60 долл. за баррель).
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

Также под санкции попали три компании, одна из Либерии и две из ОАЭ, занимающиеся танкерными перевозками. По данным Reuters, одновременно с этим США разослали письма в регулирующие органы Либерии, Панамы и Маршалловых островов, под флагами которых большей частью ходят танкеры, перевозящие российскую нефть, с призывом усилить контроль за соблюдением их судами ценового потолка.

В результате опасность попасть в санкционные списки американского минфина есть у всех судовладельцев, связанных с морскими перевозками нашего сырья. Пока на рынке сохранялся дефицит предложения, следить за строгим исполнением условий потолка цен на российскую нефть и нефтепродукты было проблематично. Да, была плата за риск судовладельцам, из чего и складывался дисконт на нашу нефть, но стоимость ее все равно была выше потолка.

По оценке Минфина России, в ноябре средняя цена сорта российской нефти Urals составила 72,48 долл. за баррель. Правда, рассчитывается она исходя из стоимости поставок на европейский рынок, куда уже год мы морем нефть не отправляем. По данным Reuters, уже в середине ноября после первых санкций США против танкеров, перевозящих нашу нефть, цена Urals опустилась к 60 долл. за баррель, а иногда и ниже. Скидка на нашу нефть выросла с 10 до 15-20 долл. за баррель.

Сейчас рынок готовится к профициту предложения нефти в начале 2024 года. Если бы страны ОПЕК+ согласовали официально дополнительное сокращение добычи, то это бы был сигнал, что альянс не допустит подобного развития событий и снижения котировок, но этого не произошло.

Добровольно взятые обязательства не принимаются пока в расчет, несмотря на то что их объем составляет 2,2 млн баррелей в сутки (б/с). В их исполнение не особенно верят. К тому же даже с их учетом квоты добычи стран альянса лишь приблизились к общим реальным показателям производства. Кроме того, все увидели, что внутри ОПЕК+ нет единства, африканские страны не хотели идти на дополнительное сокращение вопреки мнению лидеров сделки - России и Саудовской Аравии.

Эксперты оценили, как новые решения ОПЕК+ отразятся на нефтяных котировках

Когда на рынке предложение становится выше спроса, помимо снижения цен на товар, в данном случае это нефть, главным действующим лицом становится не продавец, а покупатель. Крупнейшие импортеры нефти - Китай, Евросоюз, США, Индия и Япония. Китаю и Индии выгодны низкие цены на нашу нефть, поскольку они ее главные покупатели. Остальные присоединились к потолку цен и санкциям против России.

По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, повлиять на объемы экспорта российской нефти санкций против ее перевозчиков не могут, но вот серьезно увеличить дисконт на наше сырье действия США и ЕС способны. В мире огромное количество танкеров и конкурирующих друг с другом морских реестров. Суда могут передаваться из компании в компанию. Причем уже были прецеденты, когда подсанкционное судно использовалось Exxon для перевозки канадской нефти без всяких для себя последствий. Все действия инициаторов санкций направлены на то, чтобы показать токсичность работы с российской нефтью, а это автоматически приводит к росту дисконта на нашу нефть. Мы будем вынуждены давать большие скидки на нее, считает эксперт.

Немного иная точка зрения у эксперта Института развития технологий ТЭК Кирилла Родионова. Ключевой причиной сокращения дисконта на российскую нефть стал дефицит на рынке, образовавшийся из-за решения Саудовской Аравии сократить добычу на 1 млн б/с начиная с июля 2023 года, считает он. Но сейчас потенциал восстановительного роста спроса на нефть исчерпался. Санкции в отношении перевозчиков российской нефти на время создадут стимулы для более тщательного соблюдения ценового потолка. Поэтому средний дисконт Urals к Brent по итогам декабря может увеличиться до 13-15 долл. за баррель, хотя средняя цена на российскую нефть все равно будет выше отметки 60 долл. за баррель. При этом в начале следующего года дисконт вновь стабилизируется, в том числе из-за сложности мониторинга танкерных перевозок, поясняет Родионов.

Нефть и газ