05.12.2023 11:40
Общество

"Клементина", "Рапсодия", БН-600 и БРЕСТ - какой путь прошла и где живее всех "быстрая" энергетика

Текст:  Александр Емельяненков Артур Дерунов (интерактивная карта)
Ученик Иоффе и соратник Курчатова, экспериментатор и яркий харизматичный руководитель с надломленной судьбой, Александр Лейпунский через полвека после безвременного ухода снова у проходной Лаборатории "В", как назывался в первые годы своей истории Физико-энергический институт в подмосковном Обнинске.
Читать на сайте RG.RU
Фрагмент памятника А.И. Лейпунскому. / Архив ГНЦ ФЭИ

К 120-летию со дня рождения выдающегося ученого, так и не ставшего членом Академии наук СССР, перед главным фасадом ФЭИ откроют памятник, где на бронзе его же, Лейпунского, пророческие слова: "Быстрые реакторы - это не эпизод в развитии науки и техники, а будущее атомной энергетики".

Как зарождалось новое направление в использовании внутриядерной энергии? Где и какие были сделаны практические шаги? И почему остановились, заморозили свои программы США, Франция, Япония, а Россия, Индия, Китай пошли дальше? Мы проследили это и даем ответ на интерактивной карте. Сегодня и здесь ее премьера, а 7 декабря она станет частью специального проекта RG.RU, который посвящен Александру Лейпунскому.

Первый экспериментальный реактор на быстрых нейтронах "Клементина" построен в США в 1946 году. В 1951 году в штате Айдахо запущен энергетический бридер EBR-1 с коэффициентом воспроизводства делящихся ядер больше единицы.

Первый в СССР реактор-стенд нулевой мощности БР-1 заработал в Обнинске в 1955 году. В 1959-м здесь же ввели исследовательский реактор БР-5, а спустя время после реконструкции он получил название БР-10.

Одновременно с этим и после реакторы на быстрых нейтронах разного назначения (исследовательские, демонстрационные, реакторы-размножители, энергетические) с разным типом теплоносителя (ртуть, натрий-калий, натрий, свинец-висмут) были созданы и работали (с разной продолжительностью) во Франции, Великобритании, Германии, Японии, Индии, Китае.

Белоярская АЭС в России стала некоронованной царицей в атомной энергетике быстрых реакторов. / Александр Емельяненков/ РГ

Самую стабильную работу показал и подтверждает до сих пор энергоблок БН-600, пущенный на Белоярской АЭС в России в 1980 году. По состоянию на 2015 год он был единственным в мире действующим энергетическим реактором на быстрых нейтронах. В конце 2015-го там же, на Белоярской атомной, введен в строй и успешно работает более мощный энергоблок БН-800 - на быстрых нейтронах, с жидким натрием в качестве теплоносителя.

Летом 2021 года в России дали старт проекту "Прорыв" - на площадке Сибирского химкомбината в Томской области начато сооружение опытно-демонстрационного комплекса с реактором БРЕСТ ОД-300 на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем.

Научный руководитель направления "Прорыв" Евгений Адамов комментирует начало строительства реактора БРЕСТ ОД-300. / Александр Емельяненков/ РГ

А в 2022 году международная премия "Глобальная энергия" присуждена Виктору Владимировичу Орлову, который начинал свою научную и производственную деятельность в 1953 году в Лаборатории "В", а в 1959-1972 годах был заместителем научного руководителя ФЭИ Александра Лейпунского. Как следует из представления, такого признания удостоены труды Виктора Орлова по созданию инновационной ядерной технологии, в основе которой - реакторы на быстрых нейтронах с замкнутым топливным циклом и теплоносителем из тяжелых металлов.

Научный руководитель направления "Прорыв" Евгений Адамов комментирует начало строительства реактора БРЕСТ ОД-300. / пресс-служба ГНЦ НИИАР

Начало 2023-го ознаменовано еще одним важным событием: установлен в проектное положение корпус международного исследовательского реактора на быстрых нейтронах (МБИР), который сооружается на площадке НИИАР в Димитровграде Ульяновской области.

Как пробивали дорогу реакторам на быстрых нейтронах и где сегодня такая энергетика живее всего, показываем в специальном проекте "Александр Лейпунский и быстрые нейтроны атомном проекте СССР" по этой ссылке.

Жизнь - это не спринт, а марафон: Александр Лейпунский глазами коллег
Наука