Что сейчас происходит в индустрии?
Виталий Тарасов: Сегодня мы видим спад зрительского спроса на индустрию развлечений, а единоборства - ее часть. Но процесс спада интереса многофакторный и всегда волнообразен, за паданием идет рост.
В чем причина нынешней ситуации?
Виталий Тарасов: Сразу надо выделить общий переизбыток информации. Настал такой период, когда каждый день, каждый час, да почти каждую минуту, происходит какое-то событие, зачастую очень резонирующее и шокирующее. Зритель настолько перегружен, что у него просто нет времени или желания вникать во что-то еще.
Наряду со смещением акцентов общей повестки, люди банально устали от постоянно повторяющихся сценариев с фейковами конфликтами, которыми пробуют подогревать бои. Зрителю хочется чего-то настоящего, чего-то, что он еще не видел. Если раньше для кликов было достаточно трештока или какой-нибудь драки в заголовке, то сейчас этого настолько много, что просто дракой ты можешь даже внимания не привлечь - люди это видели уже миллион раз.
Появилась острая необходимость повышения ставок. Настало время, когда зритель требует результата от спортсмена, который много говорит. А тем спортсменам, кто хорошо показывает себя в бою, теперь нужно заниматься собственным продвижением, чтобы заинтересовывать зрителя. Стало понятно, что только совокупность хороших выступлений и громких слов дает свои плоды.
Под продвижением вы имеете в виду активность в соцсетях, взаимодействие со СМИ?
Виталий Тарасов: Да, несмотря на имеющуюся практику, мало промоушнов умеют работать со средствами массовой информации. 90 процентов бойцов вообще не понимают, для чего им нужно строить личный бренд.
И таких примеров масса. АСА (Absolute Championship Akhmat - промоушн, проводящий бои по ММА, кикбоксингу и джиу-джитсу - прим. ред.) - крупнейшая мировая лига, с сильнейшим в СНГ атлетами, но единицы из них ведут социальные сети и как-то продвигают себя. Большинство спортсменов не готовятся к интервью после боя, и оно получается скомканным. Хотя вроде это повторяющийся из раза в раз процесс, и за день до боя можно в голове пометить хотя бы тезисы для разговора. Видно, как тот же Эдуард Вартанян (победитель Гран-при АСА в легком весе 2023 года, входит в десятку лучших российских бойцов смешанного стиля вне зависимости от весовой категории - прим. ред.) имеет четкую структуру, что и как он будет говорить после боя. От этого его речь никогда не кажется скомканной и всегда находит отклик у аудитории.
Вы сказали, что трэшток или фейковые конфликты уже не работают, как раньше. Есть, на ваш взгляд, какие-то неудачные или даже запретные схемы для раскрутки боев?
Виталий Тарасов: Отмечу проблематику, появившуюся совсем недавно. Она начала проявляться в остром восприятии национального вопроса в контексте единоборств. В сегодняшних реалиях как будто бы люди пытаются через ММА выразить свое отношение к чему-либо подобному, обостряется тема "русский/нерусский". И тут нужно понимать, что существует очень тонкая грань, играться с этой темой точно нельзя. В частности, эта история стала, например, своеобразным тормозом для продвижения боя тех же Сослана Асбарова (российского бойца дагестанского происхождения - прим.ред.) и Алексея Папина. Как только тему начали заводить в это русло, Сослан сходу дал понять, что отказывается обсуждать противостояние в подобном контексте. Алексей инициативу поддержал, и боксеры предпочли поймать тишину вплоть до самого боя. Даже какое-то косвенное соприкосновение с этой темой, по сути, разрушило потенциальное промо - это плохо. Очень важно эту тему либо как-то исключить, либо направить ее в нужное русло, чтобы она не мешала спорт с национальными вопросами.
Как финансовая составляющая влияет на положение дел?
Виталий Тарасов: Естественно, чтобы рынок развивался, его процессы должны быть воплощены в бизнес. Это основа любой отрасли. Только при окупаемости промоушн или лига будут жить. А в России долгое время профессиональные единоборства лепились исключительно на деньги меценатов. Сейчас ММА и единоборства только начали выходить на что-то, что можно было бы назвать самоокупаемостью.
Что примечательно, поп-MMA промоушны сразу формировались как бизнес структуры, привязывая свою монетизацию к количеству просмотров. Как мы видим, спустя годы, три основные лиги продолжают свой путь, не уступая коллегам по профессиональному цеху.
Что ждет наши ММА в будущем?
Виталий Тарасов: В данный момент индустрия единоборств в России точно не переживает свой бум, как это было, например, три года назад. Но явного регресса я не вижу. Все вовлеченные в процесс субъекты ищут возможность для развития, стараются жить в ногу со временем, действуя исходя из интересов аудитории. В этом плане ММА опережают консервативный бокс.
Как я уже сказал вначале, все процессы цикличны и волнообразны. Уверен, что появятся новые персонажи, пересоберутся форматы промоушнов, и рынок ММА вновь начнет бурлить. Период перенасыщения контентом, его так же можно назвать застоем, рано или поздно закончится, появятся новые запросы от аудитории, которые сформируют новые форматы боев и героев, отвечающих этим форматам.