Информационные технологии стали научным, социальным и бизнес-феноменом второй половины 20 и начала 21 века. Появившись одновременно с космической индустрией, IT-сектор долгое время находился в тени успехов космонавтики. Первый полет человека в космос, высадка на Луне стали настолько яркими событиями, что в 60 годы кибернетика была всего лишь обслуживающим инструментом космической и атомной индустрий. Спустя 70 лет ситуация развернулась на 180% градусов, а самой популярной шуткой футурологов стала фраза о том, что если бы космонавтика развивалась со скоростью IT, то человечество уже давно достигло бы звезд.
Например, по мнению некоторых экспертов санкционное давление и уход с российского рынка ведущих мировых компаний должны были наиболее заметно сказаться на самых высокотехнологичных секторах российской экономики, в частности на IT-индустрии. Однако, спустя полтора года, очевидно, что эти события не оказали заметного влияния на темп роста российского IT-сектора. Оборот российских софтверных российских компаний за неполный 2023 года составил 1,7 трлн рублей. Количество IT-специалистов достигло 820 тыс. человек, и продолжает увеличиваться. Согласно Исследованию ассоциации РУССОФТ, которое вышло в начале октября 2023 года, общий оборот софтверной индустрии в рублях в этом году вырастет не менее, чем на 20% по отношению к 2022 году.
Сегодня, по данным Института статистических исследований и экономики знаний высшей школы экономики, в России более 4500 компаний разработчиков программного обеспечения (ПО). Причем немалая часть из них занимается разработкой важного системного ПО, операционных систем, системами управления базами данных, инструментами разработки, программными библиотеками и пр. Одних только компаний, которые делают продукты на основе ядра Linux в России более 200.
По мнению многих экспертов, выступавших на открытой конференции института системного программирования российской академии наук (ИСП РАН) такая устойчивость и прогресс российской IT-отрасли связаны с ее интегрированностью в международное сообщество разработчиков проектов с открытым программным кодом (Open Source).
Так GitHub - крупнейший международный веб-сервис для хостинга IT-проектов и их совместной разработки объединяет более 100 млн разработчиков со всего мира. При том, что в 2016 их было 5,8 млн. А количество активных репозиториев (облачных хранилищ IT-проектов) на GitHub уже достигло 200 млн.
PyTorch - популярный фреймворк (программная платформа) машинного обучения с открытым исходным кодом содержит уже 7 млн строк кода. В TensorFlow - открытой программной библиотеке машинного обучения 10 млн строк кода, а последняя версия ядра Linux, на котором базируется большинство российских операционных систем состоит из 36 миллионов строк. Число таких масштабных Open Source проектов на GitHub сложно даже посчитать.
Очевидно, что создать аналогичное и конкурентоспособное ПО с нуля, силам 820 тыс. человек работающих в российской IT-индустрии, при том, что даже не все из них разработчики, абсолютно нереально. Интересно, что большинство крупных проектов Open Source развиваются благодаря разработчикам с разными политическими, идеологическими, религиозными взглядами из самых разных стран, а свой вклад в разработку кода вносят компании остро конкурирующие друг с другом на рынке.
Директор ИСП РАН Арутюн Аветисян считает, что альтернативы Open Source ПО сегодня нет, причем даже у таких компаний как Microsoft и Apple, которые добились успеха благодаря закрытому, проприетарному ПО. "Однако сейчас все меняется. И Apple, и Google открывают доступ для разработчиков ко многим своим продуктам. Модель бизнеса может быть разной и компании могут для достижения конкурентного преимущества использовать открытое решение для создания проприетарного продукта, как это сделала Apple, но они все обречены использовать Open Source и синхронизироваться с сообществом разработчиков. Простой пример - Google. Компания с огромными ресурсами год назад официально прекратила развивать свою версию ядра Linux и перешла на ядро, разрабатываемое глобальным сообществом. Разумеется, у Google есть все возможность развивать и собственную версию, но она не стала этого делать. Потому, что это дорого и неэффективно. Сообщество разработчиков ПО с открытым кодом развилось настолько, что с таким количеством инноваций вносимых ими не может конкурировать ни одна отдельно взятая компания. И дальше таких примеров будет все больше.".
По мнению Аветисяна, актуальным вызовом для российской IT-индустрии является переход на модель разработки доверенного ПО, создание распределенных коллективов разработчиков, а также экосистемы с репозиторием доверенного ПО, которая была бы синхронизирована с международным сообществом разработчиков. Такой подход обеспечит полный контроль над программным кодом и как следствие доверие к российским продуктам создаваемых на базе Open Source без потери конкурентоспособности, эффективности и продуктивности.