В Минприроды РФ посчитали: ущерб от деградации многолетней мерзлоты в Арктике может составить не менее пяти триллионов рублей к 2050 году. Другими словами, в 23 процентах случаев отказов технических систем и в 29 процентах потерь добычи углеводородов виноват холод. Более 40 процентов оснований зданий и сооружений в криолитозоне имеют деформации. Чтобы работать и реализовывать масштабные инфраструктурные проекты в таких условиях, необходимы новые технологии, уверены эксперты. О важности скорейшего поиска и внедрения технологий говорят следующие цифры. 70 процентов инвестиций компании "Газпром нефть" по развитию новых проектов направлено на регионы многолетнемерзлых грунтов. Это вызов для отрасли в целом.
Конференция, которая прошла в Северной столице, стала площадкой, на которой собрались представители инженерных и научных сообществ страны, а также бизнес: нефтегазовые, сервисные и производственные предприятия - все те, кто может определить, в каком направлении эти технологии развиваются и какие задачи необходимо решать для обустройства и безопасной эксплуатации нефтегазовой инфраструктуры на многолетне-мерзлых грунтах.
Эксперты отмечают: сегодня прохождение всего цикла - от создания материала, испытаний, сертификаций до включения в реестры, стандарты - занимает сейчас около семи лет. Для отрасли это большой срок. Сократить его поможет отраслевая экосистема, формирование которой уже началось. Эта экосистема должна создавать ценность для каждого участника, она подразумевает, что каждый участник понимает свою выгоду. Другими словами, это не система "партнер - заказчик", а "партнер - партнер", то есть скорость получения конечного результата в ней значительно выше.
Первые шаги уже сделаны - в 2020 году четыре энергетические компании учредили автономную некоммерческую организацию "Институт нефтегазовых технологических инициатив" (ИНТИ). Его главная задача - развитие отраслевых стандартов на нефтегазовое оборудование и технологии, проведение оценок соответствия, сертификаций и испытаний. Позднее к проекту присоединились еще девять российских энергетических компаний и восемь зарубежных.
- Нефтегазовый комплекс перестал быть простым в технологическом отношении, - отметил Алексей Фадеев, директор по работе с ключевыми партнерами Института нефтегазовых технологических инициатив. - На месторождениях работают подводные добычные комплексы, используются беспилотные летательные аппараты, технологии безлюдного склада, роторные управляемые системы. Технологии, которые применяются для строительства скважин, без преувеличения, сопоставимы с космическими. Для обеспечения надежности, качества и снижения затрат необходимо создание единого поля, единых правил игры, формирование единой нормативной базы.