К такому выводу пришел КС, изучив жалобу администрации муниципального образования "Город Новодвинск". Городская ветеринарная станция через суд потребовала от муниципалитета оплатить расходы на отлов и содержание бродячих собак. Администрация отказалась принять их на баланс "ввиду объективной невозможности использовать таких животных для решения вопросов местного значения".
Суды встали на сторону ветеринаров и посчитали, что власти уклонились от исполнения своих обязанностей, чем сберегли 300 тысяч рублей. Поэтому администрация поставила перед КС вопрос: насколько позиция суда соответствует статье 132 Конституции РФ, которая гарантирует, что местные власти "самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения". Поэтому предметом рассмотрения КС стала статья 231 ГК РФ "Приобретение права собственности на безнадзорных животных". Она гласит - если собственника нет, "они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления".
Судьи КС прежде всего напомнили, что хотя органы МСУ и наделены самостоятельностью в принятии решение, однако они входят "в единую систему публичной власти в РФ и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории" (статья 132 Конституции РФ). В решениях КС не раз подчеркивалось, что поскольку основной задачей органов МСУ является удовлетворение потребностей местного населения, то в муниципальной собственности как разновидности публичной собственности должно находиться прежде всего имущество, необходимое для этого. Поэтому при передаче каких-либо активов муниципалитету следует учитывать его позицию, ведь иначе муниципалитетам могли бы навязывать наименее эффективные в социально-экономическом плане и не являющиеся объективно необходимым для решения вопросов местного значения. Что, собственно, и произошло в Новодвинске.
Суды общей юрисдикции, полагает КС, неправильно истолковали положения статьи 231 ГК РФ. Она не противоречит Конституции РФ, поскольку не подлежит применению в подобной ситуации: "Не предполагает в качестве основания для отнесения животных, отловленных и содержащихся в рамках осуществляемой за счет средств бюджета субъекта РФ деятельности по обращению с животными без владельцев, к муниципальной собственности в целях решения вопроса о взыскании с муниципального образования денежных средств в размере расходов, понесенных на таких животных по истечении шести месяцев после их отлова".
Иными словами, на отлов и содержание животных в течение полугода средства выделяются из региональных бюджетов. А вот их дальнейшую судьбу необходимо урегулировать. Органам МСУ могут быть переданы полномочия по обращению с животными без владельцев, однако обязательно с предоставлением необходимых организационно-правовых и финансовых гарантий, указал КС РФ.
Дело новодвинских муниципалов подлежит пересмотру.