В этом году мы изучили около тысячи поданных в адрес редакции заявок и массу сопутствующей информации, выявив ведущих российских юристов и адвокатов по 16 областям практики и двум специальным номинациям.
Спецноминации подчеркивают важность и значимость бескорыстной юридической помощи и правового просвещения. Для "Российской газеты", которая больше 30 лет занимается публикацией и разъяснением законодательства и судебной практики таким образом, чтобы даже неподготовленный читатель понимал, как именно те или иные новеллы скажутся на его жизни, это более чем логичный шаг.
Нам непременно хотелось отдельно отметить специалистов, которые тратят силы и время на то, чтобы сделать законодательство и право ближе, доступнее и понятнее каждому гражданину страны независимо от его подготовки, возможностей или места проживания.
Основные номинации рейтинга отражают важнейшие отрасли права - от общей судебной работы до узкой отраслевой экспертизы, такой как здравоохранение или недвижимость. Мы полагаем, что результаты рейтинга будут полезны как бизнесу, государству и госкомпаниям, ищущим лучших специалистов для реализации своих задач, так и обычному гражданину, у которого возникла потребность в юридической помощи в какой-то конкретной области.
Какие главные выводы о состоянии российского юридического рынка можно сделать на основании созданного "РГ" рейтинга?
Юристы пошли на Восток
Российский юридический бизнес пережил "разворот на Восток" и адаптировался к нему.
В международных контактах стали появляться серьезные проекты, связанные с Китаем, ОАЭ и Индией. По капиталоемкости они сопоставимы с крупнейшими сделками с западными контрагентами в прошлом. Многие крупные компании открыли представительства в ОАЭ или Китае, не говоря о дополнительных офисах в странах бывшего СССР. Все они не страдают от недостатка работы.
Количество проектов с европейскими и американскими контрагентами хоть и снизилось, но остается высоким: здесь доминируют сделки по передаче управления, реструктуризации активов и состояний, прохождение согласовательных процедур, связанных с переходом контроля за бизнесом в дружественные юрисдикции, противодействие санкциям. Из описания проектов, поданных в рейтинг, следует, что такие сделки будут актуальны и в 2024 году.
Перемена вывесок
Большинство западных юридических компаний (так называемых ильфов - от английского ILF - International Law Firms. - Прим. ред.), работавших в России десятилетиями, никуда не ушли. За последние полтора года они просто сменили названия (работа над рейтингом показала, что клиенты еще не до конца к ним привыкли) и принципы работы с экс-материнскими компаниями. Основной костяк этих фирм за редкими исключениями остался в России и не страдает от отсутствия работы.
В редких случаях потребовалось переквалифицироваться в рамках профильной практики: например, специалисты по сделкам стали активно работать со странами Востока, а не Запада, изучать новые юрисдикции и искать новых партнеров.
Арбитраж, банкротство и уголовная практика - самые денежные и конкурентные направления
Споры между компаниями, особенно с уголовной составляющей, приносят юридическим компаниям больше всего денег. Это видно и по стоимости, и по сложности поданных проектов, и по числу участников этих номинаций.
Экс-"ильфы" осознают это и активно идут сюда: если в прежние годы они занимались прежде всего арбитражными спорами и банкротствами, то сейчас стремятся работать и в сфере уголовного права, связанного с бизнес-конфликтами.
Бурное развитие семейного, наследственного права и практики интеллектуальной собственности
Следует отметить бурное развитие семейного и наследственного права: состоятельные граждане и бизнесмены активно пользуются такими инструментами, как трасты, брачные договоры, сложные схемы наследования активов. Активно используются новые конструкции, предложенные Гражданским кодексом, а юристы зарабатывают на этом, охотно оставаясь в рамках национального права.
Взлет практики "интеллектуальная собственность" прежде всего связан с реструктуризацией бизнеса компаний, ушедших из России. Юристы, занимающиеся такими вопросами, неизменно востребованы в рамках сделок по слияниям и поглощениям, передаче контроля за бизнесом, а также в проектах по налаживанию параллельного импорта: бизнес стремится превентивно минимизировать риски в этой сфере.
Крупнейшие региональные юрфирмы конкурируют с Москвой
Границы между крупными столичными и главнейшими региональными юридическими образованиями все больше стираются: специалисты из Красноярска, Самары, Владивостока и других городов нередко могут похвастаться проектами, сопоставимыми по сложности и капиталоемкости с задачами, которые решают юристы из Москвы. Более того, реальная правовая работа все чаще передается из столицы в регионы: коллеги из Москвы осуществляют лишь общую координацию.
Нередки и такие случаи, когда проекты, которые еще год-два назад получили бы лишь известные столичные юристы, вообще не уходят за пределы региона: квалификации местных специалистов вполне хватает для того, чтобы закрыть потребности клиента, в том числе и в международной части. Все это естественным образом сказывается и на заработках.
Тотальный оптимизм
Многие номинанты спрогнозировали развитие своих практик в будущем: здесь господствует тотальный оптимизм. Если год назад многие жаловались на неопределенность, туманность профессиональных перспектив, то сегодня опасений никто из приславших свои заявки не высказывает: все ожидают роста количества и сумм клиентских поручений, а значит, и заработков.
Андрей Гривцов, старший партнер Адвокатского бюро ZKS:
- Бизнес в России переживает непростые времена: уходят иностранные игроки, наблюдается отток капитала, ужесточается госрегулирование экономики. Эта ситуация сказывается и на юридической отрасли. Уходящий год для юридического рынка ознаменовался дальнейшим уходом иностранных юридических фирм, бывшие сотрудники которых сформировали несколько новых команд. Кроме того, юристы были вынуждены переориентироваться на обслуживание российского бизнеса.
Основные деньги в России по-прежнему концентрируются в руках госкомпаний. Учитывая, что юридическая отрасль за последние годы столкнулась с несколькими спорными уголовными делами о якобы хищении денег у госкомпаний путем завышения гонораров, юридические компании неохотно соглашаются обслуживать государственный бизнес. С учетом этого сложно говорить о существенном росте доходов юридических фирм. Поспорить с этим утверждением отчасти могут лишь уголовная, банкротная и прочие "похоронные" практики, которые неплохо себя чувствуют в непростые времена. Юридический бизнес скорее думал о том, чтобы не потерять ключевых клиентов и сотрудников. В таких условиях сложно ожидать появления на рынке новых крупных игроков, громких слияний и поглощений. Российские юристы по-прежнему гораздо лучше умеют разделять команды и создавать маленькие юридические фирмы, чем объединять знания, компетенции и коллективы. Это характерно для молодого рынка. Остается надеяться, что в 2024 году эта тенденция изменится, и мы сможем приветствовать на рынке новое громкое объединение сильных команд.
Никита Филиппов, заведующий Бюро адвокатов "Де-юре", вице-президент Гильдии российских адвокатов:
- Юридический бизнес сейчас развивается стремительно, и этот тренд, по всей видимости, сохранится и в ближайшие годы. Он связан не только с безвозвратным уходом отдельных "ильфов" и появлением новых направлений (например, санкционное право и комплаенс, разморозка активов, военное право и др.), но и с увеличением спроса на юридические услуги в связи с развитием новых международных партнерств - прежде всего из Китая, Индии, Ирана, стран ЕАЭС. Регуляторная среда усложняется, а государственный контроль становится строже. Поэтому потребность в юридических услугах по уголовной защите при построении бизнеса с государством растет.
Еще один современный тренд - внедрение цифровизации. С каждым годом все больше компаний используют онлайн-платформы и ИИ для решения юридических задач. Кроме того, растет число кибератак и утечек данных. Вследствие этого компании чаще обращаются к юристам за помощью в защите персональных данных и кибербезопасности. Кроме того, увеличивается интерес к альтернативным методам разрешения споров - таким как медиация и арбитраж. Они не только позволяют сократить время и затраты, но и являются более комфортными для обеих сторон спора.
Чтобы успешно конкурировать на рынке, юридические компании должны быстро адаптироваться к этим новым технологиям и возросшим требованиям клиентов. В этом году БА "Де-юре" открыло новые практики, у нас большие планы на будущий год, и мы готовы к новым вызовам.