О кадровом решении первыми рассказали в Министерстве обороны РФ, в подведомственном подчинении которого и находится Театр Российской армии. Уже в четверг, 7 декабря, Александра Лазарева представят коллективу, а соответствующий приказ в ведомстве подписали в среду.
Назначение это действительно можно назвать важным и обнадеживающим: вот уже три года - с 2020-го - Театр Армии работает без творческого руководства. После ухода с поста главного режиссера Бориса Морозова должность оставалась вакантной. В 2022-м все обрадовались информации о том, что труппу возглавит сербский мастер Эмир Кустурица, но, как оказалось, он лишь дал согласие поставить на сцене на Суворовской площади несколько спектаклей. Теперь у коллектива наконец вновь появится творческий лидер, и это, как ни крути, сулит позитивные перемены. В труппе, кстати, немало звезд: Людмила Чурсина, Алина Покровская, Лариса Голубкина. А еще - хорошо знакомые зрителю по киноролям Вячеслав Разбегаев, Анатолий Руденко и многие другие артисты. Главную роль в самой свежей премьере - "Маскараде" в постановке Нины Чусовой - сыграл Александр Домогаров...
Новость о назначении тут же прокомментировали в "Ленкоме Марка Захарова", где Александр Лазарев служит с 1990 года (в труппу он был принят сразу после окончания Школы-студии МХАТ) и является сегодня не только ведущим артистом, но и режиссером. Именно он восстановил здесь легендарную "Поминальную молитву" Марка Захарова, а в прошлом театральном сезоне поставил дебютную премьеру - свою версию булгаковского "Бега". Бросать родные стены в связи с переходом в Театр Армии народный артист не намерен, отметили в "Ленкоме".
"Александр Лазарев продолжит свою работу в театре в качестве ведущего артиста, а также в скором времени приступит к возобновлению спектакля "Пролетая над гнездом кукушки", - подчеркнули в театре.
Сам народный артист это подтвердил, отметив, что и "Ленком", и Театр Армии, при котором в советское время он два года проходил военную службу, для него являются родными домами, а потому свои силы он будет распределять между этими двумя площадками.
Что же касается планов, говорить о грядущих премьерах Александр Лазарев пока не стал - рано. Но заметил, что будет продолжать традиции Театра Армии, стремясь при этом идти в ногу со временем.
Александр Лазарев родился 27 апреля 1967 года в Москве в театральной семье - его родители Александр Лазарев-старший и Светлана Немоляева. В 1990 году окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ. Ведущий артист театра "Ленком Марка Захарова", режиссер. Сыграл более 20 главных ролей в спектаклях, снялся более чем в 80 фильмах.
О традициях. Я очень традиционный человек, с уважением отношусь к классике и стараюсь оставаться в рамках классического восприятия театрального искусства. Новаторство воспринимаю с осторожностью. Но что такое новаторство? Рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда" тоже в свое время была новым словом. Но - талантливым, сделанным с любовью, с уважением, даже с преклонением. Для меня неприемлемо, когда перевирается, искажается классика, когда на сцене происходит явное издевательство над автором только ради того, чтобы посмеяться. Так что новаторство новаторству рознь.
О собственных табу. Я, совершенно точно, не могу обнажаться на сцене. Не могу играть роли, связанные с издевательством, например, над детьми. Я понимаю, что это роль, надо изобразить другого человека, - но не могу и все. Я отказывался в свое время, будучи еще достаточно молодым человеком, от роли в "Пер Гюнте" Марка Захарова - он там трактовал одного персонажа, Пуговичника, как дьявола, беса-искусителя. И я отказался, не смог себя переломить. Хотя это мне стоило многих лет разлада с режиссером.
О восстановлении "Поминальной молитвы". Я считаю "Поминальную молитву" лучшим спектаклем Марка Анатольевича. Но лично для меня это самый мощный захаровский спектакль, который, к сожалению, был в репертуаре меньше десяти лет. Убежден, что и такой спектакль обязательно должен был вернуться в афишу. И судя по тому, какой отклик от зала получает "Поминальная молитва", могу сказать, что спектакль не просто вернулся, а обрел новую жизнь.
Александр Лазарев: Рад вернуться в Театр Армии, но уже в ином качестве
Театр Российской армии - место с серьезной историей, но и желанием идти в ногу со временем. Таким его видит новый главный режиссер Александр Лазарев. После громовой новости о назначении народный артист и режиссер ответил на несколько вопросов "Российской газеты".
У вас с Театром Армии есть своя связующая ниточка - срочную военную службу вы проходили именно здесь. Это пусть давнее, но все-таки знакомство как-то повлияло на ваше согласие стать главным режиссером?
Александр Лазарев: Повлияло и это, и множество других факторов. Во-первых, Театр Армии - невероятно живое место с очень серьезными творческими и техническими возможностями. С замечательным коллективом - а люди это тоже очень важно! Ну, и конечно, это, можно сказать, еще один мой дом, которому я отдал два года жизни во время службы и который оставил во мне свой след. Эти годы я вспоминаю только с радостью и счастлив снова вернуться сюда, но уже в ином качестве.
Есть ли уже какие-то планы и каким вы хотите видеть Театр Армии сегодня?
Александр Лазарев: О планах пока говорить рано, хотя идеи есть. Но о них чуть позже. Основная моя мысль в том, что Театр Армии - место с огромной историей и серьезными традициями, а так как сам я приверженец традиционных ценностей, то ломать, разумеется, ничего не собираюсь. Мне важно сохранить лицо этого театра, идя при этом вперед.
Работа в "Ленкоме", съемки в кино пока уйдут на второй план?
Александр Лазарев: Буду совмещать. Все остается на первом плане.