06.12.2023 17:01
Общество

В Москве планируют усилить правовое просвещение школьников

Текст:  Ирина Огилько
В школьной программе есть предмет, который так и называется "Право". Изучая его, школьники узнают нюансы российского законодательства и международного права.
/ Сергей Пятаков/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Однако, как считают эксперты, ребят не учат практическим знаниям, которые были бы полезны в обычной жизни и учебе. О новом проекте, который может компенсировать этот пробел, рассказала на пресс-конференции уполномоченный по правам ребенка в Москве Ольга Ярославская.

Минобрнауки: Обновленный курс "История России" требует живого личного общения

Она напомнила, что одной из задач, которыми уполномоченный по правам ребенка занимается на постоянной основе, является как раз правовое просвещение подрастающего поколения.

"Нам взрослым кажется, что у детей есть право на учебу, право на жизнь, право на семью. Но что такое правоприменительная практика и как это отражается на жизни конкретного ребенка? Одно дело знать о своих правах и свободах, другое дело, уметь применять эти знания в реальности на жизнь, - рассказывает Ярославская. - И об этом просят сами школьники. Если их послушать, ребят интересуют вполне конкретные насущные вопросы: вопросы трудового права, права открытия статуса индивидуального предпринимателя, право высказывания своего мнения, право конкретных действий в интернете и многое другое. Думаю, что правовое просвещение - это своего рода социальная гигиена человека. Поэтому, ее надо прописать в учебниках".

Как отметила Ярославская, до учебников пока дело, конечно, не дошло. Однако, в работе есть важный проект по правовому просвещению ребят.

"Это наш проект совместный с Московским городским педагогическим университетом (МГПУ)- школа правовой социализации. Мы создаем программу по "прокачке" мальчишек и девчонок из управляющих советов столичных школ, - рассказывает Ярославская. - Ведь Москве в управляющие советы школ избраны более трех тысяч активных детей, можно сказать - лидеров школ. И как показывает практика, ребята не знают своих прав и обязанностей. Поэтому на деле ребята оказываются малоинициативными. Наша задача совместно с МГПУ ребят социализировать, рассказать им о правах".

Одними из первых кто прошел такую подготовку в школе правовой социализации стали ученики школы №1360. Как отметила директор этой школы Татьяна Кувшинова, обучение шло в игровой форме.

"Им рассказывали о том, какие у школьников есть права, какие права есть у лидеров, чем они могут помочь сверстникам, их учили разбирать конфликты, мирить и примерять ребят, - рассказывает Кувшинова. - Ребята так заинтересовались юридической тематикой, что глаза у них горят. И теперь уже наши ребята готовы с другими делиться этими знаниями. Мы специально в этом году начали игру между школами нескольких районов по правовым вопросам".

Гаджеты на уроках могут запретить даже в образовательных целях

Она отметила, что первые результаты уже есть, ребята стали более уверенными и инициативными. "Думаю, что они смогли бы взять на себя функцию медиаторов в школьной среде, разъяснять значимость служб примирения, а это уже будет способствовать снижению проявления в школьной среде буллинга", - добавила она.

Ярославская отметила, что вводить правовое просвещение можно и с помощью игр.

На днях она общалась с ребятами, которые создали настольную игру по юридическим правовым вопросам. Среди вопросов, например, так были: какой проступок совершили Чебурашка и крокодил Гена, прокатившись на крыше поезда? Какие законы нарушил Буратино, проткнувший котел или крыса, пытавшаяся его украсть? "Можно вводить такие игры, причем в ракурсе общечеловеческого правового просвещения", - добавила Ярославская.

А заместитель руководителя проектного офиса "Молодежь Москвы" Комитета общественных связей и молодежной политики Москвы Артур Мазуев отметил, что в правовом просвещении молодежи можно применять и акции.

"Надо вовлекать молодежь в жизнь города, рассказывать о проектах, популяризировать общечеловеческие акции, как например, минувший "Вальс памяти", который прошел на ВДНХ 9 мая этого года, - рассказывает Мазуев. - Идея родилась в одном из колледжей. Мы подхватили их идею и ее масштабировали. Думаю, что схожим образом можно идти по пути правового просвещения: устраивать дни правовой грамотности, наряду с финансовой грамотностью. Это полезно будет не только ребятам, но их родителям".

Образование Москва