Однако, как считают эксперты, ребят не учат практическим знаниям, которые были бы полезны в обычной жизни и учебе. О новом проекте, который может компенсировать этот пробел, рассказала на пресс-конференции уполномоченный по правам ребенка в Москве Ольга Ярославская.
Она напомнила, что одной из задач, которыми уполномоченный по правам ребенка занимается на постоянной основе, является как раз правовое просвещение подрастающего поколения.
"Нам взрослым кажется, что у детей есть право на учебу, право на жизнь, право на семью. Но что такое правоприменительная практика и как это отражается на жизни конкретного ребенка? Одно дело знать о своих правах и свободах, другое дело, уметь применять эти знания в реальности на жизнь, - рассказывает Ярославская. - И об этом просят сами школьники. Если их послушать, ребят интересуют вполне конкретные насущные вопросы: вопросы трудового права, права открытия статуса индивидуального предпринимателя, право высказывания своего мнения, право конкретных действий в интернете и многое другое. Думаю, что правовое просвещение - это своего рода социальная гигиена человека. Поэтому, ее надо прописать в учебниках".
Как отметила Ярославская, до учебников пока дело, конечно, не дошло. Однако, в работе есть важный проект по правовому просвещению ребят.
"Это наш проект совместный с Московским городским педагогическим университетом (МГПУ)- школа правовой социализации. Мы создаем программу по "прокачке" мальчишек и девчонок из управляющих советов столичных школ, - рассказывает Ярославская. - Ведь Москве в управляющие советы школ избраны более трех тысяч активных детей, можно сказать - лидеров школ. И как показывает практика, ребята не знают своих прав и обязанностей. Поэтому на деле ребята оказываются малоинициативными. Наша задача совместно с МГПУ ребят социализировать, рассказать им о правах".
Одними из первых кто прошел такую подготовку в школе правовой социализации стали ученики школы №1360. Как отметила директор этой школы Татьяна Кувшинова, обучение шло в игровой форме.
"Им рассказывали о том, какие у школьников есть права, какие права есть у лидеров, чем они могут помочь сверстникам, их учили разбирать конфликты, мирить и примерять ребят, - рассказывает Кувшинова. - Ребята так заинтересовались юридической тематикой, что глаза у них горят. И теперь уже наши ребята готовы с другими делиться этими знаниями. Мы специально в этом году начали игру между школами нескольких районов по правовым вопросам".
Она отметила, что первые результаты уже есть, ребята стали более уверенными и инициативными. "Думаю, что они смогли бы взять на себя функцию медиаторов в школьной среде, разъяснять значимость служб примирения, а это уже будет способствовать снижению проявления в школьной среде буллинга", - добавила она.
Ярославская отметила, что вводить правовое просвещение можно и с помощью игр.
На днях она общалась с ребятами, которые создали настольную игру по юридическим правовым вопросам. Среди вопросов, например, так были: какой проступок совершили Чебурашка и крокодил Гена, прокатившись на крыше поезда? Какие законы нарушил Буратино, проткнувший котел или крыса, пытавшаяся его украсть? "Можно вводить такие игры, причем в ракурсе общечеловеческого правового просвещения", - добавила Ярославская.
А заместитель руководителя проектного офиса "Молодежь Москвы" Комитета общественных связей и молодежной политики Москвы Артур Мазуев отметил, что в правовом просвещении молодежи можно применять и акции.
"Надо вовлекать молодежь в жизнь города, рассказывать о проектах, популяризировать общечеловеческие акции, как например, минувший "Вальс памяти", который прошел на ВДНХ 9 мая этого года, - рассказывает Мазуев. - Идея родилась в одном из колледжей. Мы подхватили их идею и ее масштабировали. Думаю, что схожим образом можно идти по пути правового просвещения: устраивать дни правовой грамотности, наряду с финансовой грамотностью. Это полезно будет не только ребятам, но их родителям".