06.12.2023 12:15
Происшествия

Эксперты ЦБ рассказали про новые уловки кибермошенников

Текст:  Наталия Тихонова (Свердловская область) Ольга Фаткуллина (Свердловская область)
Российская газета - Неделя - Урал: №277 (9222)
В Свердловской области завершилась олимпиада по финансовой грамотности для пенсионеров. В финал вышли 30 слушателей школ пожилого возраста. Они проверяли свои знания о банковских кредитах и наследственном праве, криптовалюте и защите персональных данных. Кроме теории, участникам предложили задания в виде анаграмм, ребусов и кроссвордов, а эксперты ЦБ и Сбербанка рассказали про новые уловки кибермошенников.
Читать на сайте RG.RU

Ларисе Барановой из Нижних Серег олимпиада показалась не слишком сложной.

- То, с чем сталкиваешься чаще, более понятно. У меня так получилось с вопросами о правах потребителя. Обязательно расскажу легковерным подружкам про очередные схемы обмана, - пообещала Лариса Дмитриевна.

- Необходимость повышать уровень знаний пенсионеров диктует время. За последний год мы обучили более тысячи пожилых уральцев, - отметил начальник управления демографического развития и соцобслуживания минсоцполитики региона Илья Илларионов.

По данным пресс-службы УВД по Екатеринбургу, за 10 месяцев 2023 года в городе зарегистрировано 1946 фактов мошенничеств, из них 1608 - с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Еженедельно пострадавшие заявляют о 10 миллионах рублей ущерба. Расследовать такие дела особенно сложно - способов обмана множество, им даже посвятили отдельную секцию "Юридической недели на Урале".

"Расскажу легковерным подружкам про очередные схемы обмана"

По данным следователей, одна из наиболее распространенных схем - входящее СМС: "Ваша карта заблокирована". Дальше с жертвой общаются якобы сотрудники банка с целью выудить информацию о счете. Другая не менее популярная "замануха" - вас поздравляют с выигрышем в лотерее или предлагают получить приз.

- Пока человек обескуражен, его уговаривают перезвонить "сотруднику призового отдела", предоставить персональные данные, а также активировать "секретный код карты спецоплаты", - описал технологию представитель правового следственного управления МВД по Свердловской области Иван Белов.

Наравне с этими уловками популярен "ошибочный перевод": на телефон приходят деньги от незнакомца, потом тот звонит лично и просит вернуть сумму. Списание происходит дважды: по доброй воле потерпевшего и через оператора сотовой связи. Но безусловное лидерство уже давно удерживает СМС-просьба: "У меня проблемы. Пришли деньги, потом все объясню".

Подготовлен законопроект, который помешает телефонным мошенникам заставлять людей брать кредиты

Если молодежь чаще сталкивается с мошенниками в соцсетях, когда взламывается страница и идет массовая рассылка друзьям, то к пенсионерам обычно отправляют курьеров. Причем посредник может ни о чем не подозревать, его просто нанимают по объявлению в интернете. Задача ставится простая: забрать сверток с деньгами в одном месте и перевезти в другое.

По словам Ивана Белова, 70 процентов преступлений, где задействован курьер, удается раскрыть: либо лицо, либо машина где-то были замечены в городе.

- Чаще всего в преступную схему вовлекают молодых людей от 18 до 30 лет. Большую часть новичков ловят на первом же эпизоде, - пояснил полицейский. - Если следствию удастся доказать, что курьер долгое время состоял в организованной преступной группе, его могут лишить свободы на десять лет.

Один из самых свежих приемов - фиктивный задаток. Например, человек выставил какую-то вещь на Avito. Такие площадки в целях безопасности скрывают реальные номера клиентов и предлагают связываться с ними через приложение. Злоумышленники подделывают интерфейс - абонент уверен, что ему поступает вызов от агрегатора. На первом этапе лжепокупатель якобы хочет перевести задаток и просит номер карты продавца. Пока забалтывает собеседника, пытается восстановить пароль к его личному кабинету на сайте интернет-банка. Если владелец счета назовет код из СМС, а именно к этому его и подталкивают, аферист увидит все его финансы. На следующем этапе, порой через несколько дней, подключается сообщник и от имени сотрудника службы безопасности банка или силовика сообщает: в учетной записи клиента происходят подозрительные операции. Тот вспоминает про неудавшийся задаток и начинает "спасать" свои деньги.

- Пока от таких контактов не защищают антиспам и антимошеннические фильтры. Мы просим клиентов сохранять бдительность: все сделки на маркетплейсах или сайтах объявлений следует совершать по безопасной схеме, предусмотренной ресурсами, - предостерег сотрудник ВТБ Никита Чугунов.

Свердловская область Охрана порядка