Еще в 1997 году в Москве государства - участники СНГ подписали Конвенцию о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях Правил дорожного движения, напомнил заместитель начальника Главного управления ГАИ МВД Александр Занимон. Список этих нарушений включал всего шесть пунктов. Сейчас сотрудничество расширилось. Нынешнее соглашение позволяет взаимно признавать все административные правонарушения (ответственность за которые предусмотрена как в Беларуси, так и в России), в том числе зафиксированные с помощью специальных технических средств с функцией фотофиксации. Однако есть нюанс.
- Например, в России ответственность за превышение скорости наступает, когда оно составило не менее 20 км/ч. Поэтому если гражданин России превысит скорость на 15 км в Беларуси, то штраф будет взыскиваться на территории нашей страны, а соответствующий запрос в Россию не направят, - отметил Александр Яковлевич.
А если гражданин России в Беларуси получил штраф за управление автомобилем, не имея на это прав, и не уплатил его, то белорусские правоохранители отправляют постановление в Россию для взыскания такого штрафа. Когда нарушителя остановил инспектор ГАИ в Беларуси, после наложения взыскания, согласно белорусскому законодательству, нарушителю дадут один месяц на добровольную уплату штрафа. К слову, в таких случаях оплатить штраф можно в кассах или терминалах на территории Беларуси. Если этого не произойдет, запрос направят в Россию для принудительного исполнения постановления.
Взыскание осуществляется в национальной валюте и по официальному курсу центрального банка страны, на территории которой исполняются решения. Сумма штрафов округляется до полного рубля в сторону уменьшения. Если водитель из России нарушил ПДД, ему начислят штраф в белорусских рублях, но заплатит он в России уже в российских. Деньги поступают в доход государства, где проживает нарушитель. Решение по делу об административном правонарушении можно обжаловать в порядке, установленном законодательством.
А вот более сложный алгоритм предполагается в случае, если нарушение попало на камеру фотофиксации. Например, номер распознан, но данных на автовладельца нет. ГАИ Беларуси направит в ГИБДД запрос о предоставлении информации о собственнике автомобиля. После получения ответа белорусская сторона сформирует постановление. Если через 30 дней штраф не уплачен, правоохранители составят запрос на принудительное исполнение.
Кстати, если машина превысила скорость и попала на камеры, информация об этом поступает на пункт контроля оплаты (предназначены для привлечения к административной ответственности водителей транспортных средств с иностранными номерами, нарушивших ПДД на территории Беларуси) практически мгновенно. Оплатить штраф на ПКО можно по банковской карточке.
- Один из таких пунктов работает и на границе с Россией. Пункты контроля оплаты существуют около десяти лет. Кроме всего прочего, у сотрудников ГАИ при остановке автомобиля с российскими номерами есть возможность посмотреть, было ли допущено нарушение владельцем этого транспортного средства. Это позволяет принять соответствующие меры, - констатировал Александр Занимон.
Замначальника Главного управления ГАИ МВД также отметил, что россиянам следует учитывать особенности дорожного движения в Беларуси сразу после того, как они пересекли границу. Например, в отличие от России, где можно остановиться в пределах пяти метров от границ перекрестка, в белорусских ПДД эта зона увеличена втрое. Еще одна разница в том, что в Беларуси, когда пропускаешь спецтранспорт с включенными маячками синего и красного цвета, нужно не просто принять вправо, как написано в российских правилах, а остановиться на обочине.
В Правилах дорожного движения в России и Беларуси не так много отличий. Однако есть несколько пунктов, знание которых убережет автолюбителя от достаточно серьезных штрафов.
Так, например, нештрафуемый порог превышения скорости в Беларуси не 20 км/ч, как в России, а всего лишь десять. Поэтому надо внимательнее следить за показаниями спидометра.
Кроме того, в Беларуси нужно не просто принять вправо и пропустить автомобиль с включенным красным проблесковым маячком и сиреной, а остановиться у обочины.
Еще одно важное отличие - полный запрет обгона на перекрестках.