Ранее в четверг главное таможенное управление КНР сообщило, что товарооборот между Россией и Китаем с января по ноябрь 2023 года вырос по сравнению с тем же периодом прошлого года на 26,7% - до $218,17 млрд, что стало рекордным показателем.
По словам Смирнова, рост товарооборота между Россией и Китаем пока не сказался на структуре российского экспорта, она почти не изменяется. В ней по-прежнему преобладают минеральные ресурсы - нефть, газ, уголь.
"В свою очередь, в китайском экспорте товарная номенклатура за последний год значительно расширилась. Помимо традиционных автомобилей и электроники, серьезной статьей экспорта становятся промышленное технологическое оборудование, а также товары двойного назначения", - пояснил Смирнов "Российской газете".
Вместе с тем, по его мнению, дальнейшее развитие и расширение товарооборота может быть ограничено транспортно-логистическими вопросами. Это и нехватка автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска, и пока еще слабые возможностями магистральных трубопроводов и инфраструктуры морского нефтяного экспорта.
"В целом нельзя однозначно сказать, что складывается тренд на формирование положительного или отрицательного торгового баланса между РФ и КНР, поскольку растет одновременно экспорт двух стран. Для России основной проблемой является то, что четко консервируется сырьевая направленность отечественного экспорта в Китай, хотя она была и раньше", - продолжает эксперт.
При этом Смирнов отметил, что выигрыш Китая от торговли с Россией значительно выше аналогичного российского, поскольку Китай, в отличие от нашей страны, ориентируется на экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью.
Он также добавил, что формирующаяся в торговле с Китаем модель торговли похожа на ту, которая была у России с Европейским союзом.