Александр Анатольевич, компания "ЗапСибЦемент" создана в структуре "Сибцема" в 2006 году. Что удалось сделать за это время?
Александр Леготин: Мы прошли путь от несогласованной работы разрозненных отделов сбыта цементных заводов холдинга до создания мощного аналитического центра, который формирует и реализует единую сбытовую стратегию "Сибцема". В настоящее время центральный офис нашей компании располагается в Кемерове, представительства работают в Новосибирске, Искитиме, Красноярске, Улан-Удэ и Ангарске. В штате - более ста человек.
Функции "ЗапСибЦемента" заключаются не только в выстраивании эффективной системы продаж, но и в исследовании рынка, обобщении информации о постоянных и потенциальных клиентах, внедрении сервисов, позволяющих создавать максимально комфортные условия для каждого потребителя. По сути мы - форпост "Сибирского цемента" на рынке стройматериалов. Это очень большая ответственность. Конечно, помогает репутация холдинга, предприятия которого обеспечивают стабильное качество каждой партии продукции. Но сегодня, в условиях профицита производственных мощностей и жесточайшей конкуренции, этого недостаточно.
Что предпринимаете для сохранения позиций на рынке?
Александр Леготин: Свой продукт необходимо грамотно презентовать, предложить клиентам удобные формы упаковки и варианты доставки, выгодные условия сотрудничества. Все проекты, которые мы реализуем, нацелены на это. В частности, в компании успешно внедрена система одного окна - за каждым покупателем закреплен конкретный менеджер, курирующий сделку от и до.
Определенные конкурентные преимущества дает и модернизация ИТ-инфраструктуры - благодаря стандартизации и унификации программного обеспечения в рамках холдинга, объединению учетных систем предприятий в едином информационном пространстве эффективность нашей работы значительно выросла. Отдельная тема - запуск сервиса "Личный кабинет", позволившего перевести в онлайн многие внешние и внутренние бизнес-процессы. Решив эти задачи, мы вышли на новый уровень взаимодействия с потребителями, получили доступ к большим объемам данных, а значит, приобрели способность оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации.
Кстати, об изменениях. Каким оказался для компании строительный сезон-2023?
Александр Леготин: Нестандартным и достаточно сложным. Так, в первом квартале мы фиксировали настоящий "провал" в потреблении цемента, связанный с низкой активностью строительных компаний. В апреле спрос начал резко расти, значительно превышая привычные границы сезонных колебаний. Из-за этого производители столкнулись с серьезными логистическими трудностями. Возможности железной дороги, которая не смогла оперативно отреагировать на происходящее, не позволяли доставлять потребителям необходимые объемы цемента.
Компенсировать дефицит провозных возможностей РЖД оказался не в состоянии и автотранспорт. Чтобы решить проблему и обеспечить своевременную отгрузку готовой продукции, мы практически полностью перестроили логистику авто- и железнодорожных перевозок, разработали новые схемы и маршруты доставки цемента. Благодаря этому
"ЗапСибЦемент" выполнил все обязательства перед клиентами - даже в июне, когда транспортный "коллапс" достиг пика, наши потребители получали цемент.
В целом за январь-сентябрь 2023-го на пяти заводах "Сибцема" произведено на шесть процентов больше продукции, чем за девять месяцев прошлого года. А Сибирь в ее прежних границах - с учетом Бурятии и Забайкалья - по итогам трех кварталов потребила 5,4 миллиона тонн цемента, это на 4,3 процента больше по сравнению с аналогичным показателем 2022-го.
К сожалению, в нашей стране растут объемы незаконного оборота цемента. Как добросовестным производителям выживать и развиваться?
Александр Леготин: Доля незаконного оборота цемента в России действительно увеличивается. Так, согласно "Отчету о результатах оценки эффективности обязательного подтверждения соответствия цементов и смесей бетонных", подготовленному в 2023 году Ассоциацией по техническому регулированию "АССТР", данный показатель вырос с 5,6 процента (3,16 миллиона тонн) в 2020 году до 21,3 процента (13,14 миллиона) в 2022-м. Это объясняется отсутствием государственного контроля за оборотом отдельных видов стройматериалов, упраздненного в 2021-м.
Первый шаг в решении этой серьезнейшей проблемы сделан - подготовлен проект постановления правительства РФ о проведении эксперимента по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в отношении отдельных видов продукции, в том числе цемента и бетона. Но пока полноценный госконтроль не возвращен, добросовестные производители стараются защитить потребителей своими силами.
Например, в прошлом году "Сибцем" запустил новую линейку тарированной продукции в бумажных мешках по 25 и 50 килограммов с QR-кодом, отсылающим на официальный сайт компании. Кроме изменения дизайна крафт-мешка, который теперь един для всех пяти цементных заводов, внедрены коммерческие наименования продукции "СИБЦЕМ ЭКСПЕРТ 500", "СИБЦЕМ ПРОФИ 450" и "СИБЦЕМ НОРМАЛ 400". Это, как и оригинальные цвета упаковки, служит ориентиром для потребителей, помогает им уберечься от приобретения фальсификата.
Какие у вас планы на будущее?
Александр Леготин: Мы продолжаем активную работу по внедрению инструментов технического маркетинга, совершенствованию логистических схем и маршрутов транспортировки продукции, развитию услуг по автодоставке. Планов много. Чтобы воплотить задуманное в жизнь, необходимо слушать и слышать клиентов, чувствовать их потребности, действовать на опережение. Именно этим принципам и продолжит следовать команда "ЗапСибЦемента".
Реклама, АО "Холдинговая компания " Сибирский цемент", ИНН 4205070630