Как уточнил замруководителя компании - организатора тура Александр Сирченко (один из 162 пассажиров, прилетевших из столицы в Новокузнецк), загрузка рейса получилась стопроцентной. Бронирование началось в июле, чего раньше не наблюдалось, а программа действует не первый год. На отдых прилетели покупатели пакетного тура не только из столицы, но и из других регионов Центральной России. Следующий борт по программе, которая продлится до конца марта 2024 года, прибудет в воскресенье. И, по данным Александра Сирченко, чартеры заполнены на девяносто процентов вплоть до 7 января.
Итак, туристы из средней полосы добираются до горы Зеленой в основном через международный аэропорт Новокузнецк имени Б. В. Волынова.
- В 2000 году аэропорт обслужил лишь 81 тысячу пассажиров. А сегодня этот показатель приближается к 500 тысячам, - напомнил гендиректор аэропорта Кирилл Ермаков. - Мы поставили задачу - к 2030 году довести пассажиропоток до миллиона человек.
В соответствии с этими планами, в Новокузнецке строят новый аэровокзальный комплекс площадью двадцать тысяч квадратных метров. В объект вложено более 7,5 миллиарда рублей. Рассчитывая открыть новый терминал в начале 2024 года, руководство аэропорта возлагает надежды на государственную субсидию. Да и аэродромную инфраструктуру, находящуюся в федеральной собственности, без включения в госпрограмму не обновить.
- Кроме того, территория вокруг аэропорта переведена в категорию городских земель, и здесь планируется развитие целой агломерации со складскими помещениями, торговыми площадками, дилерскими центрами. Новый градостроительный план предусматривает и железнодорожное сообщение. То есть и грузы, и туристы в Шерегеш и Междуреченск будут доставлять не одним только автотранспортом, - сообщил Кирилл Ермаков. - Каждый рубль, вложенный в авиационную отрасль, возвращает в экономику региона от пяти до девяти рублей и 1,6 рубля в виде налогов. Благодаря развитию авиаперевозок расширяются гостиничный бизнес, общепит, услуги такси и так далее. Каждая тысяча пассажиров - это семь рабочих мест в смежных отраслях.
Так что развитие авиационной инфраструктуры в промышленном регионе сегодня в числе приоритетов. И одна из самых амбициозных задач на ближайшее будущее - построить в семи километрах от Шерегеша аэропорт со взлетно-посадочной полосой до 3,2 километра и пропускной способностью от 400 до 700 человек в час. Изначально, правда, эта идея была воспринята скептически - аэропорты в горах не строились с 1980-х. Да и не хватит ли Кузбассу двух уже имеющихся воздушных гаваней? Эксперты отвечают: размеры у нашей страны такие, что много аэропортов для нее не бывает. И чем больше их будет, тем лучше.
- Сегодня Шерегеш - прямой конкурент горнолыжному курорту в Сочи, но проигрывает ему и в гостиничном бизнесе, и в транс-портной доступности. Первое точно можно наверстать, и аэропорт построить нужно, - подчеркивает замдиректора компании-инвестора Евгений Янкилевич.
- Мы ждем увеличения к 2035 году числа мест размещения с одиннадцати тысяч до почти сорока тысяч, и чтобы их эффективно загрузить, курорту нужен аэропорт, - подтверждает министр туризма Кузбасса Елена Латышенко. - При наличии аэропорта еще больше гостей примет решение в пользу отдыха в Горной Шории.
Вопрос лишь в том, когда все-таки и за чей счет аэропорт будет построен.
- Мы подходим к этой задаче без наличия средств, - подчеркнул министр транспорта Кузбасса Сергей Рубан. - Надеюсь, в следующем году проектирование завершится, и появится четкое понимание всех характеристик и стоимости объекта. Принципиальное решение о выделении денег из федерального бюджета есть, и мы надеемся, что как минимум в 2024 году строительство начнется.
В свою очередь инвесторы высказывают опасения. Гендиректор аэропорта Кемерово имени А. А. Леонова Николай Тарануха напомнил, что из тринадцати миллиардов федеральных рублей, необходимых на реконструкцию ВПП аэропорта, пока выделено всего 3,5 миллиарда. При этом аэропорт, где уже два года как работает новый терминал, так же, как и новокузнецкий, пока не входит ни в одну из федеральных программ.
- Инвестор, вкладывая средства, рассчитывает на окупаемость. Но когда мы стали участниками проекта, ключевая ставка Центробанка составляла семь процентов, а сегодня - пятнадцать. И если такая ситуация сохранится в следующем году, мы увидим значительное удорожание работ. Хотелось бы от государства помощи как в законодательном отношении, так и в плане субсидирования процентной ставки, - подчеркнул Николай Тарануха.
Инвесторы, в частности, предлагают компенсировать им затраты на разработку проектной документации, на подключение к коммунальным сетям и создание сопутствующей инфраструктуры. В качестве дополнительной поддержки они хотели бы получить от региональных властей гарантии для привлечения кредитов и гарантии того, что налоговые параметры останутся для них без изменений. Требуется и консультативная помощь для участия в госпрограммах. А еще объекты кузбасских аэропортов хорошо бы включить в периметр фабрики проектного финансирования корпорации ВЭБ.
Кроме того, должна продолжаться федеральная программа субсидирования авиаперевозок. Это важно не только для развития маршрутных сетей, но и для того, чтобы инвестор, вкладывая средства в инфраструктуру, понимал: впоследствии окажут поддержку авиакомпаниям, которые будет обслуживать аэропорт.
- Предлагаем разработать программу субсидирования сразу на пять лет, чтобы было понимание перспективы. Тогда смогут прогнозировать свой бизнес владельцы гостиниц и ресторанов, - подытожил директор новокузнецкого аэропорта Кирилл Ермаков.
Между тем
По словам министра транспорта Кузбасса Сергея Рубана, региональные власти готовы поддерживать все субсидируемые маршруты, независимо от ситуации с федеральным финансированием. Возможно, появится и региональная программа - если не на пять, то на три года.