11.12.2023 09:00
Общество

К цифровой экономике будут готовить со школы

Текст:  Михаил Нестеров
Российская газета - Федеральный выпуск: №280 (9225) Российская газета - Спецвыпуск: Образование и карьера №280 (9225)
Нарастающая цифровизация экономики требует новой системы подготовки кадров как в формате высшего, так и дополнительного корпоративного образования. Московский финансово-юридический университет (МФЮА) объявил о планах открыть в 2024 году Институт цифровой экономики.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

В 2021 году в России вступил в силу закон о цифровых финансовых активах (ЦФА), который предполагает возможность цифровых инвестиций на основе блокчейна. По состоянию на 2023 год объем российского рынка ЦФА составил 20 миллиардов рублей, и, как считает директор по цифровым активам Московской биржи Сергей Харинов, этот показатель через пять лет может увеличиться до 5-10 триллионов рублей. Для дальнейшего развития блокчейн-экономики необходима не только современная ИТ-инфраструктура, но и компетентные специалисты, понимающие, как устроена цифровая экономика, и способные поддерживать и совершенствовать блокчейн-инфраструктуру.

Для преодоления дефицита специалистов в рамках нацпроекта "Цифровая экономика" создано отдельное направление - "Кадры для цифровой экономики". До 2024 года на профильные программы в вузах планируется принять не менее 500 тысяч абитуриентов, причем количество бюджетных мест будет увеличиваться на 120 тысяч ежегодно. Еще 200 тысяч человек смогут получить цифровую профессию за государственный счет в учреждениях дополнительного образования. Методы работы с ЦФА изучают в Финансовом университете, РАНХиГС, МГИМО, РЭУ им. Плеханова, в Алтайском университете.

Одних только вузов недостаточно, чтобы подготовить кадры для цифровой экономики

Однако, по словам Максима Трофимова, генерального директора компании "Цифровые активы", одних только вузов недостаточно, чтобы подготовить необходимое количество кадров для цифровой трансформации экономики: "Многое могут сделать учреждения дополнительного образования, которые займутся повышением квалификации дипломированных экономистов, а также совершенствованием цифровой финансовой грамотности населения в целом. Дополнительное образование лучше всего работает в связке с крупными компаниями, развивающими финтех-продукты. Корпоративное обучение позволяет сформировать у человека именно те компетенции, которые нужны работодателю".

Подобные проекты уже реализуются. Например, "Альфа-Банк" запустил специальную программу по управлению ЦФА на базе ВШЭ, Росбанк поддерживает кафедру блокчейн Московского физико-технического института. А АНО "Центр по анализу, развитию и поддержке цифровых инвестиций" вместе с компанией "Норникель" запустили курсы по цифровым активам на базе Заполярного государственного университета. В рамках этих курсов проводится обучение по блокчейну и децентрализованному интернету, а также цифровизации бизнес-процессов в условиях экстренного импортозамещения. Кроме того, в Норильске создается образовательная экосистема, в которую входят занятия по цифровой грамотности для школьников местных лицеев.

"Программы, которые вместе с ведущими вузами и школами страны реализуют финансовые организации, - это важный шаг к тому, чтобы у нас появились грамотные специалисты, так необходимые цифровой экономике. Более того, я считаю, что подготовка специалистов в сфере ЦФА должна быть планомерной и начинаться еще до поступления в вуз", - рассказал Максим Трофимов.

Вовлечение студентов в научную деятельность стало частью образовательной стратегии вузов
Образование