Оксана Назаренко, педагог-психолог средней школы N 11 им. В.Д. Бубенина, Петропавловск-Камчатский:
- В нашем первичном отделении реализуются все 12 направлений деятельности Движения. Например, в рамках направления "Учись и познавай" ребята создают и развивают проекты просветительской и профилактической направленности. Применение технологии "равный - равному" позволяет наладить со сверстниками более доверительный диалог, в ходе которого обсуждаются самые чувствительные вопросы подросткового возраста.
По направлению "Благо твори" создано несколько волонтерских отрядов, которые позволяют ребятам реализовать свои социальные инициативы, помочь окружающим и сделать доброе дело для общества. В рамках направления "Служу Отечеству" функционирует отряд Хранителей истории, который взял шефство над памятником Труженикам тыла в годы Великой Отечественной войны и ведет просветительскую деятельность, внося свой вклад в сохранение исторического наследия нашего региона. Работает клуб юннатов.
До недавнего времени в первичном отделении не была организована деятельность по направлению "Умей дружить". Актив Первых школы принял решение, что это несправедливо, и предложил открыть лаборатории межкультурной коммуникации "Учимся дружить" как минимум в 30 первичных отделениях. Для того чтобы получить помощь в направлении, которое им мало знакомо, но которое они хотели бы развивать, ребята вступили в наставническую программу "Дела Первых", дошли до финала и начали работать с наставником Олегом Лебедевым. На данный момент ребята уже приступили к работе над дорожной картой проекта, и я уверена, что при поддержке наставника и Движения ребятам удастся реализовать свою инициативу.
2023 год очень значим для нас, участников Движения, так как именно этом году были заложены ориентиры и обозначены приоритеты для дальнейшего развития. Одним из таких важных ориентиров стала программа воспитательной работы. Педагогический потенциал Движения огромен, так как он позволяет унифицировать подходы к воспитательной системе в нашей огромной стране. И при этом в нем заложен большой простор для созидания и творчества, для детских инициатив. И что важно, в мире, который ускоряется и где межпоколенческий разрыв увеличивается в связи с технологическим развитием, одной из важных составляющих воспитательной работы являются детско-взрослые отношения. Ребята учатся выстраивать связи с людьми разных поколений, что, к сожалению, в меньшей степени возможно в учебной деятельности.
В воспитательной программе, в том числе в проектах Движения, важная роль отводится и семье. Это тоже важно для выстраивания экологичных отношений в образовательном процессе и гармонизации внутрисемейных отношений. В последнее время мы очень много говорим о том, что важно сделать едиными учебники, обучающие программы, что позволит ребятам безболезненно переходить из школы в школу. Единая воспитательная программа Движения Первых позволяет ребятам быстрее адаптироваться в условиях новой образовательной организации. В современном мире нестабильности важно создавать в школах островок понятных подросткам механизмов, при помощи которых они могут узнавать больше про интересующие их сферы жизни. Роль взрослых в движении - быть проводниками ценностей, смыслов, мировоззрения. Быть поддержкой и навигатором. У ребят много классных идей и много энергии, и иногда их напор нужно просто направить.
Ирина Тухман, заместитель директора по учебно-научной работе Дзержинского педагогического колледжа, Нижегородская область:
- Результаты работы педагога всегда измеряются успехом учеников. Наличие участников конкурсов, проектных инициатив - это лишь одна, внешняя, сторона труда педагога. Намного важнее, чтобы ребенок сам чувствовал потребность идти дальше, развиваться, проявлять инициативу. У меня есть дети, которые сами очень часто идут ко мне с предложениями. Считаю, что именно их стремление двигаться вперед и есть главный показатель работы наставника.
Основная задача педагога - поддерживать природное любопытство, сформировать любовь к познавательной деятельности, способность обучаться самостоятельно. Наша главная функция заключается в сопровождении развития детей: формировании компетенций, консультировании, изучении уникальности и своеобразия каждого. Важным в деятельности наставника является формирование потребности в продуктивной совместной деятельности на общее благо. Умение любую ситуацию модифицировать в воспитательное событие - особое мастерство, которое требует от наставника комплекса знаний, умений и педагогических компетенций.
У нас очень много ребят, которые видят большие перспективы, которые открывает им Движение Первых. Многие дети особенно ценят возможность общаться с близкими по духу, развивать свои проекты и развиваться самим. Современные ребята испытывают очевидную потребность в общественно значимой деятельности, а Движение Первых дает им возможность почувствовать себя нужными и важными.
Владимир Маскин, учитель математики средней общеобразовательной школы N 56, Чебоксары:
- Движение Первых - это среда воспитания и поддержки интересов молодого поколения. Поэтому наиболее интересным инструментом для меня является проектная школа "Высота", где дети развивают свои инициативы, а направлением - "Волонтерство и добровольчество", так как те или иные волонтерские активности есть в рамках каждой активности. Сейчас очень много людей нуждаются в поддержке, и мы с детьми стараемся отвечать на эти запросы и творить добро вместе.
В 2023 году мы участвовали в проекте МЫВМЕСТЕ.ДЕТИ: дарили военнослужащим в зоне СВО частичку душевной теплоты и заботы, отправляя им "Добрые письма". Коллектив нашей школы отправил на фронт сладкие наборы и теплые вещи, чтобы воссоздать домашний уют, потому что #МыРядом.