Отец умер в мае 1812 года, когда будущему поэту было тринадцать лет. Николай Мицкевич оставил после себя дом в Новогрудке, в котором ныне располагается дом-музей его сына. Адам учился в школе доминиканского ордена в Новогрудке, а в 16 лет отправился в Виленский университет, в то время бывший крупнейшим университетом всей Российской империи. Обучение в Вильно велось преимущественно на польском языке, это вполне соответствовало политике российского императора Александра I в регионе. В домашних условиях будущий польский классик разговаривал на местном наречии, близком к белорусскому языку, есть сведения и о том, что на нем же Адам общался и со своей первой большой любовью, молодой шляхтянкой из имения Тугановичи Марылей Верещакой, с которой он познакомился в 1818 году.
Образ родных мест занимает особое место в поэтическом творчестве Мицкевича. В одном из самых главных его творений, поэме "Пан Тадеуш", законченной во французской эмиграции в 1834 году, не только действие происходит на берегах Немана в кругу шляхты белорусских земель накануне прихода туда Наполеона, но и чудесная белорусская природа занимает видное место в повествовании:
- Край детства, с нами
- неразрывно слитый,
- Как первая любовь
- не позабытый.
Из парижского далека поэт ностальгически переносился в знакомые с детства края, куда ему не суждено будет вернуться до конца жизни:
- Теперь же дай умчаться
- душе моей унылой
- Туда, к холмам зеленым,
- в раздолье тех лесов,
- Где плещет синий Неман
- меж бархатных лугов,
- Широко разливаясь, к тем
- нивам колосистым
- С пшеницей золотою, да с житом серебристым.
Окончив Виленский университет в 1819 году, молодой Мицкевич отправился учительствовать в Ковно. Но университетские политические увлечения, воплотившиеся в тайные кружки филоматов и филаретов, в 1823-м больно напомнили о себе. 24-летнего поэта арестовали, несколько месяцев продержали под замком в бывшем монастыре, весной 1824 года выпустили на поруки, а осенью того же года началась ссылка. Наказание 200-летней давности сегодня может показаться необычным: романтического вольнодумца выслали на перевоспитание в столицу Российской империи Санкт-Петербург. До своего отъезда весной 1829-го за границу Мицкевич больше четырех лет провел не только на берегах Невы, но и в Москве, Одессе, уже в 1825 году совершил длительное путешествие в Крым, итогом которого стали знаменитые "Крымские сонеты".
Молодой Адам, чей поэтический талант уже проявился во всю мощь, сошелся со многими приметными российскими современниками. Подружился он и с Александром Пушкиным, бывшим моложе всего на полгода. Летом 1834 года о Мицкевиче были написаны знаменитые пушкинские строки:
- Он между нами жил
- Средь племени ему чужого;
- злобы
- В душе своей к нам не питал,
- и мы
- Его любили. Мирный,
- благосклонный,
- Он посещал беседы наши...
- Нередко
- Он говорил о временах грядущих,
- Когда народы, распри позабыв,
- В великую семью соединятся.
В Москве Адам едва не женился, посватавшись к 18-летней профессорской дочери, будущей поэтессе Каролине Яниш. Великому сочинителю с невестами не везло долго: при взаимных симпатиях в романы с Марылей Верещакой и Каролиной Яниш вмешивались прагматичные родители, отвергавшие сомнительную партию в лице бедного и худородного шляхтича.
Получив разрешение уехать в 1829 году из Российской империи с целью путешествия по Европе, Мицкевич не предполагал, что и в эту империю, и в родные места он больше никогда не вернется. На следующий год в Варшаве вспыхнуло восстание, обернувшееся польско-русской войной. Адам стремился примкнуть к повстанцам, но с ними получилось соединиться уже после поражения, когда великий поэт стал одним из символов многочисленной польской эмиграции.
Эмигрантское бытие классика было трудным. Денег постоянно не хватало, умения их зарабатывать в Париже тоже. Женитьба в 1834 году на Целине Шимановской принесла трудное счастье в виде шестерых детей. У жены подозревали психические отклонения, личная жизнь Мицкевича подчас становилась для него разочарованием. Еще большим разочарованием обернулись попытки классика ввязаться в политические страсти - они были неизменно неудачны, последняя из них, стремление создать польский легион против России во время Крымской войны, обернулась ранней смертью в Турции в ноябре 1855 года от холеры.
Мицкевич скончался в возрасте 56 лет, а настоящая слава литературного гения оказалась уже посмертной. Даже Российская империя, которую пытался сокрушить поэт при жизни, по достоинству оценила его поэтическое наследие. В столетнюю годовщину со дня его рождения, 24 декабря 1898 года, в самом центре Варшавы с разрешения Николая II был открыт памятник Мицкевичу. Память классика добросовестно чтила и советская власть, в том числе в довоенные годы, сразу после включения Западной Беларуси в 1939 году. Во многих белорусских городах имеются улицы Мицкевича, ему установлены памятники, в том числе монумент, открытый в Минске в 2003 году. Среди десятков языков, на которые переведены творения шляхтича из-под Новогрудки, почетное место занимают белорусский и русский, долгими десятилетиями исчисляется интенсивное исследование его жизни и творчества литературоведами и историками.