14.12.2023 05:01
Власть

Остров Большой Уссурийский станет одним из ключевых центров взаимодействия России и КНР

Остров Большой Уссурийский станет одним из ключевых центров взаимодействия России и КНР
Текст:  Александра Казакова (Хабаровский край)
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №283 (9228)
На протяжении многих лет России и КНР не удавалось синхронизировать планы по развитию острова Большой Уссурийский, который расположен в Хабаровском крае и провинции Хэйлунцзян. Однако сейчас в правительстве РФ заявляют, что с КНР достигнуто принципиальное понимание, в дальнейшем будет подготовлено соответствующее межправительственное соглашение.
Совместное российско-китайское освоение острова Большой Уссурийский особенно актуально на фоне разворота экономики страны на Восток / Пресс-служба правительства Хабаровского края
Читать на сайте RG.RU

В результате на острове должны появиться первоочередные объекты - грузопассажирский переход, защищенная от паводков дорога, логистический и туристический центры. В перспективе Большой Уссурийский может стать одним из ключевых центров экономического взаимодействия России и Китая.

- По итогам прошедшего Восточного экономического форума президент Российской Федерации Владимир Путин поручил правительству РФ рассмотреть возможность строительства погранперехода на острове Большой Уссурийский. В сегодняшней международной ситуации считаю, что развитие пограничной инфраструктуры с дружественной Китайской Народной Республикой имеет для России стратегическое значение. Власти субъекта РФ, органы федеральной исполнительной власти - министерства иностранных дел, транспорта, финансов, федеральная таможенная служба, минвостокразвития - все согласились, что погранпереход надо строить, - подчеркнул вице-премьер - полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.

Проектирование погранперехода планируется начать в следующем году, а с 2025-го - приступить к строительству. Открытие грузопассажирского пункта пропуска положительно скажется на экономике региона. По подсчетам экспертов, увеличится и пассажиропоток - к 2030 году через остров смогут проехать более 1,4 миллиона человек, грузопоток возрастет до 1,3 миллиона тонн.

Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев заверил, что краевые власти понимают свою зону ответственности и готовы содействовать реализации намеченных планов.

- Проект - важнейший для страны, для нашего региона. Мы в инициативном порядке начали с 2021 года работать над тем, чтобы обосновать грузовую базу и придать переходу статус грузопассажирского. За свой счет запроектировали подъездную дорогу, получили заключение Госэкспертизы, весной начинаем отсыпку, подъем, а далее - строительство. Все у нас идет по плану. Мы посчитали вместе с китайскими партнерами и выяснили, что в первый год открытия перехода получим примерно 700 тысяч тонн грузов: и экспортных, и импортных - самых разных. То же самое по пассажирам: первый год - 700 тысяч человек, затем в течение пяти лет цифра удвоится, - подчеркнул Михаил Дегтярев.

На Большой Уссурийский также планируется распространить режим Территории опережающего развития. Здесь будет создана одна из первых международная ТОР.

Китайским партнерам была представлена концепция развития острова, которую планируется подписать с властями КНР

- В ближайшее время законопроект о международных ТОР будет внесен в Государственную думу. Их создание предполагается через заключение межправительственных соглашений. Большой Уссурийский должен стать островом совместного российско-китайского взаимодействия. Мы будем готовить соответствующие предложения, выносить их на уровень межправительственной Российско-Китайской комиссии, - сообщил министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

Перспективы освоения острова Большой Уссурийский обсуждались в рамках одной из тематических сессий на прошедшем в этом году Восточном экономическом форуме. В частности, замглавы минвостокразвития Анатолий Бобраков рассказал, что китайским партнерам была представлена концепция развития острова, которую планируется подписать с властями КНР.

К развитию инфраструктуры привлекут и частных инвесторов. Так, минвостокразвития, правительство Хабаровского края и компания СЗ "Орион" подписали трехстороннее соглашение, в рамках которого на острове планируется создать транспортно-логистический комплекс для обслуживания международного транспортного коридора. Совокупный объем частных вложений в проект составит 14 миллиардов рублей.

В перспективе на Большом Уссурийском будет создан российско-китайский центр беспошлинной торговли - на него рассчитывают потратить более 30 миллиардов рублей. Здесь разместят гостиничный комплекс, парк аттракционов, прогулочные и рекреационные зоны, музейный комплекс мировых шедевров архитектуры. Запланирована канатная дорога от острова до хабаровской набережной. Предусмотрены и защитные гидротехнические сооружения - все помнят, как в 2013-м Большой Уссурийский ушел под воду во время паводка.

- Со своей стороны мы прилагаем большие усилия для развития острова в качестве зоны свободной торговли. Надеемся, на Большой Уссурийский можно распространять условия льготной политики, благодаря чему жители наших регионов смогли бы покупать беспошлинные товары, - подчеркнул господин Сюй Цинь, секретарь Комитета Компартии КНР провинции Хэйлунцзян.

Китайская сторона заинтересована в дальнейшем расширении инвестиционного сотрудничества с Россией. Ранее Алексей Чекунков и губернатор провинции Хэйлунцзян Лян Хуэйлин обсудили перспективные направления - IT, промышленность, туризм. И остров Большой Уссурийский призван стать одной из площадок взаимовыгодного взаимодействия и реализации совместных российско-китайских проектов.

Справка "РГ"

Большой Уссурийский остров расположен на территории России и КНР. Он имеет площадь более 250 квадратных километров, из которых российская часть - 174 квадратных километра. В 2013 году через Амурскую протоку построен мост протяженностью 960 метров. Он соединяет остров с Хабаровской агломерацией. В перспективе по нему пойдут автомобильные потоки из Китая.

Регионы Китай Хабаровский край