Ситуация, которая сложилась на саммите ЕС, заслуживает стать основой для остросюжетного политического триллера. Орбан перед встречей лидеров ЕС жестко заявлял, что не позволит союзу объявить о начале переговоров о присоединении Украины - для него это "красная линия". Непосредственно перед саммитом с венгерским премьером провели переговоры председатель Европейского совета Шарль Мишель, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, президент Франции Эмманюэль Макрон и канцлер Германии Олаф Шольц. Похоже, именно они и были ключевыми участниками дальнейшего сценария. Когда, казалось, обсуждение украинского вопроса на заседании зашло в тупик, Шольц отвел Орбана в сторонку, и, как говорят, предложил тому "выпить кофе". Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, какие слова на самом деле были произнесены, но венгерский премьер тут же покинул зал заседаний. И в этот момент лидеры стран ЕС и провели голосование о том, что Евросоюз готов к началу переговоров с Украиной.
Процедура была соблюдена: в соответствии со статьей 238 Договора о Европейском Союзе отсутствие одного из голосующих не препятствует принятию решения, требующего единогласного одобрения. В Брюсселе это называют "конструктивным воздержанием". К тому моменту, как Орбан вернулся, дело было сделано.
В итоге может показаться, что победителями оказались все стороны. Орбан сохранил лицо, формально так и не дав себя "продавить" по голосованию. ЕС продемонстрировал свое мифическое единство, и снова подкинул Киеву "морковку" в виде европерспектив. Шольц показал, что он все-таки политик, который способен не только языком молоть, но и действовать нестандартно. Шольцу должно льстить, что в соцсетях за этот шаг его даже сравнивают с Ангелой Меркель - "матушкой европейской политики".
Инцидент, казалось бы, исчерпан. Но Орбан не был бы Орбаном, если бы просто молча смирился бы с ситуацией. Он тут же назвал решение "плохим" и заявил, что у Венгрии будет возможность еще "75 раз заблокировать процесс присоединения Украины". Это правда - начало переговоров еще не означает, что Украина когда-нибудь войдет в ЕС. Только к марту следующего года должна появиться начальная "дорожная карта" процесса, длиться который может десятилетиями. Известен пример Турции, с которой ЕС начал переговоры еще в 2004 году. С тех пор страна не только не вошла в ЕС, но и, скорее, еще больше отдалилась от союза.
Забавна и реакция европейских лидеров на произошедшее. Если представители лидирующих стран в своих речах аккуратно обходят стороной инцидент с Орбаном, то руководители малых европейских стран с упоением бахвалятся достигнутой "победой". Например, премьер Бельгии Александр Де Кроо предложил венгерскому коллеге "заткнуться", раз он не наложил вето на решение. Лидер Эстонии Кая Каллас описывая ситуацию, использовала идиому "как делают сосиски" - так говорят о запутанных и неприятных моментах производства, о которых обычно никто не знает. А премьер Словении Роберт Голоб заявил, что взамен на отказ от блокировки решения Орбан "не получил ничего".
На фоне истории с "чашкой кофе, которая открыла Украине путь в ЕС", в тень ушло другое событие на саммите. Орбан не стал выходить из зала и заблокировал выделение Евросоюзом Киеву 50 миллиардов евро, из которых 17 миллиардов - это гранты, а 33 миллиарда - кредиты. В Будапеште говорят, что в этом случае "будут стоять до конца".
В Брюсселе смирились с тем, что сейчас вето Венгрии преодолеть не удастся, признав, что "две уступки на одном саммите - это слишком". Поскольку дальнейшие консультации "не имеют смысла", было принято решение перенести вопрос на более позднее время, в частности, провести внеочередное собрание европейских лидеров в начале следующего года. Еврочиновники рассчитывают, что за это время ситуация изменится, и Венгрию все-таки удастся переубедить. Как заявил бельгийский премьер Александр Де Кроо, "сделка возможна, но не сейчас".
Как бы это ни казалось странным, но проведение голосований во время удаления из зала несогласных, похоже, может прочно войти в практику ЕС и стать удобным способом продвигать нужные решения. Аналогично ситуации с Орбаном, лидеры Евросоюза одобрили новый пакет антироссийских санкций, по-быстрому проголосовав за него, пока на месте не было австрийского канцлера Карла Нехаммера. Вена выступала против новых рестрикций, поскольку он затрагивали крупнейший национальный банк Raiffeisen. В кулуарах саммита говорят, что это якобы "произошло случайно". Но тенденции современной европейской "демократии", когда альтернативные мнения просто игнорируются, налицо.