15.12.2023 13:05
Экономика

Продукт свеж, но не куплен: как разница в маркировке влияет на потребительское поведение

Текст:  Алексей Кобелев
Потребительское поведение серьезно влияет на объемы образования пищевых отходов в магазинах крупнейших ритейлеров. Каждый пятый потребитель меняет товар на аналогичный из-за некорректного восприятия информации на этикетке продукта.
Читать на сайте RG.RU

Это может способствовать увеличению количества свалок и привести к дополнительному образованию отходов. К таким выводам пришли исследователи ТИАР-Центра, которые связывают этот феномен с отсутствием единых стандартов в маркировке сроков годности у различных товаров.

Подходы разные, а смысл один

Сроком годности пищевой продукции называют тот период, в который она полностью соответствует предъявляемым к ней требованиям безопасности в соответствии с техническим регламентом ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции". Казус возникает из-за разницы подходов в проставлении дат и сроков.

В России и странах ЕАЭС дата изготовления и срок годности указываются обязательно: первая в формате "день, месяц, год", а второй - аналогично в виде цифр либо "NN часов, дней, недель с момента изготовления". Часто на товарах крупно выделена именно дата изготовления, а срок годности может быть указан в другом месте, мелким шрифтом. В странах Евросоюза и в Турции дата изготовления указывается по желанию производителя, обязательным является только срок годности. По мнению исследователей, это приводит к тому, что покупателю просто незачем выискивать даты изготовления и оставлять на полке пригодный к употреблению, но изготовленный не один, а пару дней назад пирог или йогурт.

В России информация на этикетке иногда вызывает у потребителей сложности - отсутствие унифицированного подхода указания информации вынуждает их тратить время на то, чтобы разобраться в обозначениях. Это не всегда удобно, особенно для молодежи, которая привыкла быстро принимать решение о выборе продукта. В итоге потребитель просто старается выбрать наиболее свежий продукт.

Оставшиеся невостребованные и задвигаемые все глубже на продуктовые полки товары, дата изготовления которых становится все дальше от текущей, в итоге попадают на контейнерные площадки для отходов.

"Большинство фракций отходов, которые перемешиваются с пищевыми, оказываются, в конце концов, испорченными. И если мы изменим потребительское поведение, это, в конечном счете, приведет к тому, что в мусорных корзинах будет оказываться меньше пищевых отходов, а значит, и с другими будет проще работать - отправлять на переработку", - считает Гусен Ибрагимов, заместитель руководителя департамента РОП публично-правовой компании "Российский экологический оператор" (РЭО).

Выбирать свежее и сокращать отходы

Исследования ТИАР-Центр проводил на примере 10 магазинов "Пятерочка" в течение 5 рабочих дней. В ходе наблюдения фиксировались сценарии поведения потребителей у витрин с хлебобулочными изделиями, молочной и мясной гастрономией. В исследование было вовлечено 50 наблюдателей.

Оно показало, что осмотр этикеток является стандартной практикой почти для половины покупателей. При этом около 20% по итогам "проверки" меняют товар на аналог, а около 6% отказываются от покупки и идут к витринам с другими товарами. Из-за неудобного формата указания информации на этикетке, а в некоторых случаях и необходимости высчитывать срок годности по дням, потребители тратят значительное время на выбор продукта и в итоге отдают предпочтение товарам с предельно простой маркировкой.

Вместе с тем для большинства участников исследования ТИАР-Центра дата изготовления товара - критичная информация, отсутствие которой на упаковке может привести к отказу от покупки.

"Мы провели не только "полевое исследование", в рамках которого непосредственно изучали поведение потребителей, но также более тесно общались с потребителями в формате фокус-групп. Это было важно для того, чтобы лучше понять их мотивацию и ответить на вопрос: а какой формат нанесения информации о дате производства и сроке годности на этикетке для них оптимален. В итоге мы пришли к выводу, что оптимальным форматом для потребителя является указание на этикетке двух дат: даты производства и даты истечения срока годности. Причем удобнее всего, когда срок годности указан именно числами. Например, произведено 01.12.2023, годен до 13.12.2023. И наоборот, формат "годен 12 суток" потребителю менее удобен, поскольку вынуждает его каждый раз высчитывать, сколько же продукту еще осталось "жить". Отсюда расчет обычно ведется с "запасом" - чтобы снять сомнения в годности продукта на 12-е сутки. Получается, что реальный срок, в течение которого потребитель готов взять товар с полки, может сокращаться на несколько дней", - отмечает заместитель генерального директора ТИАР-Центра Антон Брежнев.

Унификация информации на этикетке даст потребителю возможность совершать покупки быстрее, затрачивая меньше времени на изучение упаковки.

По данным исследования, такой подход может привести к спасению более 20 тонн продовольствия только в одном магазине (формата "магазин у дома") и предотвратить их попадание на мусорный полигон. Схожий эксперимент с новым подходом к указанию информации на этикетке о сроках годности еще 3 года назад запустил ритейлер Х5 Group, разработавший совместно с поставщиками новый стандарт для "охлажденной мясной продукции". Он позволяет ориентировать в первую очередь на срок годности, а не на дату изготовления.

"Маркировка и читаемость сроков годности напрямую сказываются на снижении количества пищевых отходов. Потребительское поведение, конечно, останется тем же: люди просто будут брать товар с полки, искать срок годности, и, если найдут, будут принимать решение. И на это они будут тратить очень мало времени. Для самих покупателей, потребителей, это не даст ничего. Но вот унификация маркировки сроков годности, читаемость, понимаемость этих данных, может привести к огромным положительным результатам, а именно - к снижению образования пищевых отходов во всей цепочке крупных ритейлеров", - добавляет Ибрагимов.

Проанализировать последствия таких предложений еще предстоит рынку и регуляторам, однако эксперты уверены, что положительных результатов в сфере экологии и обращения с отходами добиться получится. Потенциальные выгоды при этом будут и у потребителей - упрощение и приведение к общему знаменателю форматов указания информации о сроке годности на этикетке позволит им существенно сократить время на принятие решения о покупке.

Экономика