15.12.2023 18:37
Культура

На Арктическом фестивале показали кино про то, как дома сделать волшебное грузинское вино

Текст:  Светлана Мазурова
На VII Международном кинофестивале Arctic open в Архангельске состоялась премьера фильма "Анна и Вано. Ванна и вино" Алекса Некто, дебют в полном метре.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Анна и Вано. Ванна и вино"

При поддержке Министерства культуры РФ он вырос из короткометражки, которую показывали на первом фестивале Arctic open в 2017 году, и тогда она победила в номинации короткого метра. Кстати, в 2020 году на фестивале "Российской газеты" "Дубль дв@" молодежное жюри отметило эту работу дипломом "За гармоничное сочетание старых истин и новых устремлений".

Вано - потомок знаменитой династии грузинских виноделов, но с раннего детства живет в Москве и поэтому совсем забыл семейные традиции. Когда удача поворачивается к нему спиной и сотрудники банка требуют погашения кредита, а квартира оказывается в залоге, Вано вынужден начать делать вино в ванной на съемной квартире. Когда Вано давит виноград, он слышит голос предков и отдается виноделию со всей душой и любовью. Молодое вино отвечает ему взаимностью. Однако вскоре Вано понимает, что вино - волшебное, и оно начинает вторгаться в его жизнь…

Алекс Некто: Это была моя дипломная работа на Высших курсах ВГИКа, - рассказал режиссер. - Сценарий родился быстро, за одну ночь. На съемной квартире Вано делает вино. В ванне. Вано - вино. Ванна - Анна. Как-то легко все закрутилось. На госэкзамене председатель комиссии Юрий Николаевич Арабов спросил меня: "Что же ты не написал сразу к экзамену и полный метр?" (а я писал совсем другую историю). Я простодушно ответил: "А что - так можно было?" Оказалось - нужно было! Тогда зерно сомнения и начало прорастать. И прорастало пару лет. Фильм получил несколько наград. Что было особенно неожиданно - взяли главный приз на фестивале в Южной Корее.

На VII кинофестивале Arctic open показали документальный фильм "Чыскыырай - женщина Саха"

Я вернулся к этому замыслу и доделал сценарий полного метра. Выяснилось, что про Вано и Анну еще много чего хочется рассказать. В 2019 году мы прошли с полнометражным сценарием в финал питчинга дебютантов при Союзе кинематографистов. И даже неплохо защитились на нем. Но пока искали продюсеров, с которыми можно приступить к реализации проекта, пришел ковид…

Мне нравились актеры, сыгравшие в короткометражке, но хотелось создать заново весь мир нашей истории, а он, конечно, начинается с главных героев. Я извинился перед ребятами, и мы сменили кастинг. Долго искали актера на роль главного героя, смотрели много грузинских артистов, живущих в Москве, связывались с Тбилиси. И наконец нашли Гию Перадзе. Наполовину грузин: у него папа - грузин, мама - русская, как у нашего Вано. Тоже живет в России с рождения. Прочитав сценарий, Гия сразу заявил: "Это мое, я никому это не отдам!" Рассказал мне историю своей семьи: его отец - известный советский актер Георгий Перадзе. Наш Гия родился в Сибири, Грузию не знал, отца тоже (он ушел из жизни), но уже позже съездил туда, открыл для себя эту прекрасную страну. Как и наш Вано - который не собирался продавать виноград в Москве или становиться виноделом.

В фильме звучит одна и та же мелодия (но в разных обработках: джаз, блюз, рок…) - "Kvavilebis Kvekana" ("Страна цветов"), одна из самых известных грузинских песен. Оказалось, что слова к этой композиции написал родной дед нашего Гии. И здесь перекличка с жизнью…

Вино в ванне настоящее?

Алекс Некто: Виноград, который главный герой давит в ванне в кадре, - настоящий. Но, конечно, за время съемок (20 дней) сок винограда не успел превратиться в реальное вино. Зато мы отдельно придумали инженерную установку, которая оживляла вино в кадре, а затем на постмонтаже изобрели язык вина, на котором оно говорит с героями.

Были съемки в Грузии?

Алекс Некто: Большую часть фильма снимали в Москве. Очень хотели снимать в Грузии, но не позволили обстоятельства, поэтому "Грузию" сняли в Дагестане, там нам приглянулась одна деревня.

Вдохновлялись грузинскими комедиями?

Алекс Некто: Да, безусловно. В первую очередь, фильмами Отара Иоселиани "Жил певчий дрозд" (герой этого фильма в некоторой степени прототип нашего Вано) и "Листопад" (кадры из которого использовались с разрешения Отара Давидовича в коротком метре), а также "Мимино" Георгия Данелия.

Здесь несколько дебютов в полном метре: мой, операторская работа - Георгий Магала, у Гии - первая главная роль в кино, так же как и у Алены Муратовой (Анна) - театрального режиссера и профессионального музыканта. В процессе работы менялась команда, не все дошли до финала.

Мнения зрителей о фильме
Павел Деревянко сыграет Ломоносова в фильме "Из поморов мы"

- Давно не видела такого проникновенного доброго фильма. Грузинский колорит и мягкий юмор. Часто мы попадаемся на громкую рекламу: "долгожданная комедия, от создателей…", "самый ожидаемый блокбастер года", а потом видим такую ерунду! У вас вроде такой простой фильм…От души благодарны вам. В наше тяжелое время - это великолепно. Все-таки мир действительно держится на любви.

- Желаем вам большого проката! Мы смотрели хорошее кино на прошлом фестивале "Арктик опен", и в течение года ни один фильм не вышел на экраны кинотеатров.

- Волшебное вино - и фильм волшебный! Что с ним будет дальше?

- Это наш первый сеанс со зрителями, мы очень волновались, как вы примете картину. Надеемся, что фильм выйдет в прокат, а потом его можно будет посмотреть в онлайн-кинотеатрах, - сказал Алекс Некто.

Наше кино Архангельская область