Главный постулат рекомендаций - все должно быть в меру, использование всевозможных гаджетов во время образовательного процесса и дома должно быть умеренным, чередоваться с периодами отдыха и физической активности. Иначе есть риск испортить зрение и здоровье. Так, сейчас у 10% российских детей и подростков наблюдается нарушение режима сна, так как они пользуются какими-либо устройствами по ночам, рассказала "РГ" глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина.
Сегодня образовательный процесс становится все более интерактивным.
Поэтому, например, продолжительность использования интерактивной доски на уроке для учеников 1-3-х классов не должна превышать 20 минут, а для 4-11-х классов - не более 30 минут. При демонстрации обучающих фильмов и программ экранная нагрузка на детей пяти - семи лет не должна превышать 5-7 минут, для учащихся 1-4-х классов - 10 минут, для 5-9-х классов - 15 минут.
Персональным компьютером школьникам 1-2-х классов рекомендуется пользоваться не более 20 минут, 3-4-х классов - 25 минут, 5-9-х классов - 30 минут, 10-11-х классов - 35 минут. А планшеты в школах в 1-2-х классах можно использовать не дольше 10 минут, в 3-4-х классах - 15 минут, в 5-11-х классах - 20 минут. Дома младшим школьникам рекомендуют пользоваться компьютерами не более 80 минут в день, 120 минут - в 5-9-х классах и 170 минут - старшим школьникам.
Среди общих рекомендаций: не использовать гаджеты за 60 минут до сна ребенка; не располагать их рядом с кроватью ребенка; не принимать пищу перед экраном; если гаджеты не используются, лучше отложить их как можно дальше от детей. Следует также поддерживать у ребенка интерес к другим видам деятельности: спорту, музыке, творчеству; как можно больше времени проводить за играми на свежем воздухе, больше двигаться. И главное - не использовать гаджеты в качестве поощрения.
Координатор Центра безопасного интернета Урван Парфентьев отмечает, что вопрос запрета телефонов в школах планируется решить на уровне федерального закона, на текущий момент он прошел Госдуму и Совфед. А методические рекомендации предвосхищают или, точнее, вторят норме законопроекта. "Нужно отметить, что законопроект учитывает основное возражение противников нормы - заснять на камеру смартфона, скажем, конфликт между учителем и учениками законопроект не запрещает, и такая съемка остается допустимым доказательством", - добавляет эксперт.
Он уточняет, что в плане продолжительности использования гаджетов рекомендации отсылают к соответствующим Санитарным правилам. "Из них следует, что цифровым средствам образования по-прежнему отводится вспомогательная роль, и о вытеснении компьютером обычных средств обучения речи не идет. Для младшеклассников, к примеру, получается, что максимальная продолжительность использования компьютеров - на двух уроках по половине урока на каждом. Действительно, если можно представить себе обучающий фильм по истории или географии, который может занять целый урок, то, скажем, лабораторную работу по химии в старших классах или обучение письму в младших электронным устройством никак не заменишь", - говорит эксперт. "Однако есть некоторые ощущения параллели с параметрами 15-летней давности, когда пребывание в интернете свыше трех часов уже считалось интернет-зависимостью (сейчас этот параметр существенно сдвинут)", - поясняет Парфентьев.