В минэнерго и минпромторге на запрос "Российской газеты" о зависимости от импорта не ответили. Но, как отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов, к началу 2023 года, по оценке минэнерго, доля импортного горно-шахтного оборудования в российской угольной отрасли достигла 80-85%, а по отдельным позициям - свыше 90% (очистные комбайны, дизелевозы для подземных горных работ, многоковшовые экскаваторы и погрузчики).
Понятно, что основная часть импорта приходилась на Китай, не случайно эта страна с большим отрывом занимает первое место в мире по добыче угля. Но у российских производств есть свои мощности для выпуска такого оборудования. Более того, многое мы сами и выпускаем. Ранее сообщалось, что уже подготовлены технические задания на производство наиболее важного оборудования, которое востребовано предприятиями угледобывающей промышленности, включающие свыше 19 тыс. позиций, в том числе комплектующие.
Уголь по-прежнему продолжает быть одним из самых востребованных энергоресурсов на планете, его доля в мировом потреблении энергии 27%. Причем потребление его растет. По данным Международного энергетического агентства (МЭА) в 2022 году спрос на уголь увеличился на 5% (на 400 млн тонн). В России до 16% от всей электроэнергии вырабатывается на угольных станциях. При этом почти половину добываемого угля мы экспортируем (в 2022 году из 443,6 млн тонн за границу было отправлено 210,9 млн тонн). Отмечалось, что объемы экспорта могли бы быть и значительно больше. По словам замглавы минэнерго Сергея Мочальникова, спрос на российский уголь за рубежом сейчас практически в два раза превышает фактически экспортируемые страной объемы.
Проблема в инфраструктурных ограничениях, а именно в пропускной способности железной дороги. Причем после введения в августе 2022 года эмбарго ЕС на импорт российского угля в первую очередь речь идет о пропускной способности Восточного полигона (ж/д сети БАМа и Транссиба).