- Эта выставка - часть проекта "Открываем Дальний Восток", который мы с коллегами задумали несколько лет назад. Территория Дальневосточного федерального округа огромная, с разнообразными культурами. В музеях регионов богатейшие коллекции, и их нужно показывать, ездить друг к другу в гости с экспозициями. Столетний юбилей Бурятии - прекрасный повод для знакомства с духовной и культурной жизнью республики, - сказала директор Приморской картинной галереи Алена Даценко.
В центре экспозиции уникальные свитки-картины тханка ("записанное послание" на тибетском), скульптуры, костюмы и ритуальные маски, атрибуты алтаря и музыкальные инструменты для ритуальных танцев. Все экспонаты изготовлены в XIX веке и ранее. Благодаря музейным работникам, которые долгие годы эту коллекцию бережно собирали и хранили, ее можно увидеть во всей красе.
На монгольском языке "цам" (или "чам" по-тибетски) - "танец богов". Но это не обычный танец, а медитация, с помощью которой буддийские монахи могут связываться с божествами. В Бурятию ритуал пришел из Монголии, а туда - от тибетских монахов, и в каждой стране со временем появились свои особенности исполнения цам.
К сожалению, увидеть мистерию вживую на выставке нельзя. Длится она по несколько часов, исполняется в дацанах по особо важным датам. Но зато можно внимательно рассмотреть в центральной витрине десять костюмов и масок основных участников мистерии (всего их 25). Каждый элемент со смыслом, например, мacку от злого духа защищает написанная внутри мaнтpa.
К слову, в прошлом году полную версию цам после долгого перерыва провели в Дyйнxop-дaцaнe. Это единственное место в России, где проживают ламы, которые могут проводить ритуал в полном соответствии c буддийскими канонами.
Неожиданным стал интерес к выставке представителей японской ветви буддизма. Настоятели нескольких дацанов, члены обществ российско-японской дружбы и профессоров университетов из Страны восходящего солнца прислали видеопоздравления с юбилеем Бурятии, выражая надежду на возобновление и расширение культурных и других связей.