Напомним: весогабаритный контроль ввели для борьбы с недобросовестными перевозчиками, чьи перегруженные автомобили портят дорожную инфраструктуру. АПГВК устанавливают на трассах по нацпроекту "Безопасные качественные дороги". Система, в просторечии именуемая "рамка", автоматически определяет тип автомобиля, его размеры и массу, осевую нагрузку, количество колес, а также скорость и направление движения, и все это без остановки транспорта или снижения скорости. Если рамки с датчиками зафиксировали превышение допустимых нормативов, информация поступает в Ространснадзор и владельцу авто предъявляют штраф. Одно из таких "писем счастья" прилетело в курганский филиал Омского автогенного завода.
- У нас криоцистерна, мы возим жидкий кислород. В емкость входит 20 тонн, при всем желании больше не поместится. Тем не менее шатровская рамка показала перегруз более 11 тонн. Получили штраф - 300 с лишним тысяч рублей. Будем судиться, - рассказал директор предприятия Владислав Демидов.
По словам президента ассоциации "Грузавтотранс" Владимира Матягина, есть еще более нелепые случаи. Например, один из предпринимателей рассказал, что вес пустого автомобиля 16 тонн, но в Зауралье весы показывают по-разному: 17, 18, 19 тонн, а то и больше. Интересно, что в других регионах перегруз не фиксировали.
В Курганской области у некоторых перевозчиков уже десятки штрафов: кому-то "навешали" 300 тысяч, а кому-то пять миллионов. Владимир Матягин специально прилетел в Курган из Санкт-Петербурга, чтобы разобраться в ситуации. Гость побывал на двух АПВГК, установленных на автодорогах регионального значения в Шумихинском и Шатровском округах и обнаружил массу нарушений. В частности, вдоль датчиков на асфальте специалисты заметили длинные и довольно глубокие трещины, отслоение асфальта, куда попадает влага, мусор, что недопустимо. На дорожном полотне в границах рамки - колеи, уклоны, наклоны. Между тем в инструкции эксплуатации весов от завода-изготовителя четко прописано, что площадка должна быть идеально ровной: деформация дорожного полотна и нарушение технологии установки датчиков могут привести к некорректной работе весов.
Кстати, когда общественники приехали на шатровский АПВГК, там шла уборка снега: грейдер ездил прямо по датчикам, оставляя на них царапины. Рамка находится на дороге Шадринск-Ялуторовск, к ней у перевозчиков больше всего претензий. Штрафы здесь начали сыпаться с сентября. На время разбирательств этот пункт выведен из эксплуатации.
От некорректной работы АПВГК страдают дальнобойщики по всей России, подчеркивает глава ассоциации. Если говорить об Урале, то в 2018 году аналогичные разбирательства были в Свердловской области. Перевозчикам там назначили штрафы на 400 миллионов рублей, и все суды они проиграли. Под председательством регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей Елены Артюх была создана рабочая группа, куда вошли все заинтересованные стороны. Год проводили исследования, в итоге прокуратура признала, что перевозчики привлечены к ответственности необоснованно. У предпринимателей появилась возможность вернуть деньги.
В 2021 году дорожная автоматика дала сбой на Южном Урале (об этом "РГ" подробно рассказывала): за два месяца грузоперевозчикам насчитали штрафов на 8 миллиардов рублей. В ходе разбирательств суммы санкций удалось обнулить, но сами постановления не отменены, то есть перевозчики формально остались виновными. Не лучшее решение, но все же не разорение.
В Курганской области предлагается идти проверенным путем. С участием руководителя "Грузавтотранса" в региональном департаменте строительства, госэкспертизы и ЖКХ прошло расширенное совещание, принято решение создать комиссию для детального изучения ситуации. Глава ассоциации считает, что все дело в ненадлежащем содержании дорожного полотна в местах установки рамок. Власти и дорожники утверждают, что трещины могли появиться из-за резкого похолодания. Поэтому необходима тщательная независимая экспертиза.
- Чтобы снять спорные вопросы, необходимо установить рядом с рамкой контрольные весы в статичном режиме, - предлагает Матягин. - В магазине покупатель всегда может проверить массу покупки с помощью контрольных весов - точно так же должна работать и система весогабаритного контроля. Мы говорим об этом несколько лет, в том числе в Госдуме.
Кроме того, на трассе после каждого АПВГК должна быть оборудована специальная площадка, ведь если при прохождении рамки выявлено нарушение, водитель обязан где-то остановиться, чтобы его устранить. Сейчас такой возможности просто нет, то есть система автоматического контроля до конца не доработана.
Обращения от перевозчиков, в том числе прибывающих в Зауралье из других регионов, массово поступают и уполномоченному по защите прав предпринимателей в Курганской области Алексею Чуеву.
- Иногородние компании работают с весогабаритным контролем давно и не стали бы наступать на эти грабли, - уверен бизнес-омбудсмен. - Есть случаи, когда машины были опломбированы, то есть зафиксировано: перегруза нет. Они спокойно проехали рамки в других регионах, а от курганских пришел штраф.
По словам Чуева, на личный прием к прокурору области Андрею Назарову приходила инициативная группа пострадавших предпринимателей, их обращения взяли в работу. Если подтвердится, что рамка работала некорректно, нужно добиваться аннулирования штрафов либо в суде, либо по результатам прокурорской проверки.
Какова на этот счет позиция правительства региона и профильного ведомства, выяснить не удалось: на запрос "РГ" и просьбу разрешить присутствовать на совещании по жалобам перевозчиков в департаменте информационной и внутренней политики Курганской области в установленные законом сроки не ответили.
Между тем
В Шатровском районном суде на запрос "РГ" сообщили: по данным на 6 декабря в производстве находилось 176 жалоб на постановления о нарушении правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (статья 12.21.1. КоАП РФ). Четыре жалобы рассмотрены, три оставлены без удовлетворения, по одной производство прекращено. 29 аналогичных жалоб поступило в Шумихинский районный суд.