Как это работает? Столкнулись два автомобиля, получили легкие повреждения. Они быстро съехали в безопасное место, а там уже оформляют аварию по Европротоколу.
Начальник управления методологии урегулирования убытков РСА Екатерина Гринева отмечает, что Союз здесь участвует с точки зрения методологии. Это больше эксперимент Центра организации дорожного движения Москвы. Но страховые компании тоже должны понимать, как действовать, если оформление аварии происходит не на месте происшествия.
По словам Гриневой, в ЦОДД считают, что эксперимент проходит успешно. Это выражается в снижение повторных аварий на МКАД. ЦОДД в рамках этой кампании активно агитирует водителей сразу же постараться уехать в безопасное место. Это, конечно, противоречит дорожным правилам, но эксперимент есть эксперимент.
По мнению страховщиков, результаты эксперимента 50/50. Дело в том, что ЦОДД в случае аварии передает страховщику видео с камер наблюдения. Но проблема в том, что такие данные хранятся на серверах не так долго. И если потерпевший обратился к страховщику с извещением о ДТП через несколько дней, то получить видео уже может быть проблематично. При получении видео страховщиком он уже ориентируется на него для принятия решения о выплате. При отсутствии видео приходится ориентироваться только на извещение о ДТП.
Кстати, стоит напомнить, что это извещение можно оформить в электронном виде с фотовидеофиксацией повреждений. Более того, можно и заявление подать в электронном виде. Для этого оба участника аварии должны быть зарегистрированы на Госуслугах и скачать себе приложение "Госуслуги Авто" или приложение своего страховщика, если он его запустил в работу.
Там не только информация о ДТП поступит сразу же страховщику, там даже выплату можно будет получить без визита к страховщику в течение короткого времени. Некоторые компании расплачиваются с потерпевшим в течение часа.
Екатерина Гринева напомнила, что в июле прошлого года был принят закон, согласно которому все потерпевшие смогут обращаться к страховщикам без личного присутствия. В первую очередь это было организовано в ОСАГО. Но только частично. Точнее можно обратиться по ДТП пока только в рамках Европротокола, то есть без вызова ГИБДД и только к своему страховщику. Это реализовано через Госуслуги. Ожидаемый эффект - снижение страхового мошенничества. Вряд ли мошенник решится передавать свои персональные данные через госорганы.
Всего, по ее словам, с начала работы этой системы было заявлено чуть больше 5 тысяч обращений по дистанционной выплате. До конца года ожидается от 7 до 8 тысяч случаев. Даже переход на электронное извещение был более долгим и сложным. Кроме того, пока не фиксируется жалоб на такую систему взаимодействия.
Далее страховщики будут поэтапно переходить к такому урегулированию всех убытков. С 1 января 2025 года закон об ОСАГО будет действовать полностью на все случаи. То есть, удаленное урегулирование распространится не только на Европротокол, но и на более серьезные аварии, а также на выплаты по жизни и здоровью. Кроме того, все страховщики должны будут сделать соответствующие приложения.