За пять лет работы "Оперный класс" заслужил самую комплементарную репутацию и огромную востребованность среди начинающих певцов. Дело в том, что если дефицита конкурсов ни у нас в стране, ни в мире не наблюдается, то необходимость высококлассных образовательных предложений крайне актуальна. К сожалению, практика показывает, что консерватории и иные творческие вузы не всегда способны подготовить певца к самостоятельной профессиональной жизни в театре. Проблема усугубляется еще и тем, что человеческий голос - самый хрупкий из всех музыкальных инструментов и опрометчивые эксперименты над ним могут повлечь печальные последствия.
В "Оперном классе" уже работали над "Золушкой" Россини, спектаклем "Амадеус: лаборатория оперы" - пастиччо из трех моцартовских опер "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Так поступают все" и "Дитя и волшебство" - Равеля. В прошлом году сделали интересное отступление и занятия посвятили "Школе мастерства русской песни", и тогда ребята получили редкую возможность сотрудничества с оркестром русских народных инструментов. К тому же стало традицией, что параллельно с работой над театральной постановкой участники проекта вместе с лучшими педагогами и концертмейстерами готовят камерную концертную программу.
В этом году во многом закономерно решили вернуться к Джоаккино Россини. "Севильский цирюльник" - шлягерная опера, но требующая виртуозного мастерства. Спектакль "Геликона", созданный основателем театра Дмитрием Бертманом в тандеме с художниками Татьяной Тулубьевой и Игорем Нежным 16 лет назад, получил приток новых творческих сил. К артистам геликоновского хора присоединились студенты Академии хорового искусства имени В.С. Попова. Феноменальное стилистическое преображение под дирижерской палочкой Дмитрия Корчака явил оркестр театра. А участники образовательного проекта, которым досталось большинство сольных партий в опере, продемонстрировали, что в недалеком будущем имеют неплохие шансы достичь вершин бельканто. Наиболее яркое и перспективное впечатление оставил дуэт Розины и графа Альмавивы в исполнении меццо-сопрано Юлии Вакула из Москвы и тенора Дамира Садуахасова из Темиртау.
Оперная вокальная школа основана на итальянской, которая всегда доминировала и продолжает превалировать в оперном мире. И подобные образовательные проекты, по сути постдипломного формата, на высоком профессиональном уровне сегодня очень нужны и интересны всем сторонам - артистам, педагогам и публике. Главное, чтобы эти начинания получали разностороннюю финансовую поддержку и продолжали свою миссию.
Дмитрий Корчак, художественный руководитель проекта "Оперный класс":
Для меня этот проект важен прежде всего своей связью с моими учителями, которую я ощущаю постоянно. Те знания, то внимание, время и опыт, которые они вкладывали в нас по крупицам, не могут в полной мере отразить никакие слова благодарности. Единственную возможность их отблагодарить я чувствую в своем искреннем стремлении подобных встреч с юными коллегами. Мне кажется, что наше поколение уже имеет основательный багаж опыта и при этом еще не оторвалось от актуальных задач театра, от современного ритма жизни сегодняшнего музыканта.
Те объективные пробелы, что я вижу не только в нашей стране, но и в мире, возникают у выпускников после окончания учебного заведения до прихода в оперный театр. Ведь в консерваториях им необходимо сдать лишь экзамен, а в театр требуются уже профессиональные певцы с опытом и багажом знаний. Но, как мы знаем, опытными не рождаются, а становятся, поэтому цель моего проекта - в сжатый срок, но с полным погружением в процесс попытаться наглядно объяснить ребятам, с чем они столкнутся с момента открытия партитуры до премьеры в театре, уделяя внимание абсолютно всем деталям от самостоятельной детальной проработки музыкального материала, взаимодействия с коллегами, дирижером, режиссером до внешности и умения коммуницировать со всеми службами театра.
В итоге ребята получают шанс выступить в реальной постановке на профессиональной сцене, в костюмах и с оркестром, приобретая тот самый ценный опыт, при поддержке самых лучших педагогов. И если кому-то участие в нашем проекте еще на студенческой скамье подскажет и поможет сориентироваться в важных для оперного артиста деталях становления, значит, мы заняты правильным и благим делом. Для меня лично это изматывающее мероприятие, как и для всех наших педагогов и организаторов, но слезы благодарности и искры вдохновения в глазах участников по окончании проекта дарят нам надежду, что многие талантливые ребята в состоянии стать большими артистами.