История, которую рассмотрел Верховный суд, началась еще в 2021 году. Тогда некий водитель в Ямало-Ненецком автономном округе попал в неприятную ситуацию. Его автомобиль завис на бордюре. Прохожим показалось, что водитель неадекватен. В итоге на место происшествия вызвали ГИБДД. Сотрудники полиции ничтоже сумняшеся оформили протокол об алкогольном опьянении, направили водителя на медосвидетельствование. А оно выявило содержание в его организме огромного количества лекарственных препаратов. Впрочем, ни один из них не является наркотиком или психотропом. Тогда местный суд направил запрос в Конституционный суд с просьбой разрешить эту дилемму. И она была разрешена.
Согласно закону, привлекать к ответственности можно за алкогольное либо наркотическое опьянение. А также за опьянение психотропными препаратами. Списки этих веществ установлены правительством.
А вот за употребление любых других лекарственных препаратов ответственность не установлена. Именно по этой причине Конституционный суд вынес решение, что необходимо сначала установить ответственность за опьянение лекарственными препаратами, а только потом за это наказывать.
Но и даже решение Конституционного суда не оказало должного воздействия на суды районные. Пришлось Верховному суду включать этот вопрос в обзор судебной практики. И он это сделал.
Он разобрал жалобу некоего водителя Е. Его привлекли за управление якобы в нетрезвом виде, найдя в его организме следы различных лекарств.
Но эти лекарства не относятся ни к наркотикам, ни к психотропам. То есть не входят ни в какие списки. А алкоголя у него так и не обнаружили. Поэтому Верховный суд напомнил, что так просто нельзя обвинять человека, что он был в нетрезвом состоянии. На это указывал Конституционный суд. Вот когда будут внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, о признании в качестве опьянения злоупотребления лекарственными препаратами, тогда и можно будет наказывать.
А пока надо выявленные препараты согласовывать со списком наркопрепаратов или психотропных средств. Другого не дано.
С учетом таких замечаний дело было отправлено на новое рассмотрение в городской суд.
Постановление N 81-АД23-7-К8
Стоит напомнить, что уже давно и адвокаты, и правозащитники бьются за одну простую вещь. Для алкоголя у нас определена критическая составляющая. Это 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха или 0,3 промилле на содержание алкоголя в крови, когда водитель выдохнуть не может.
А с наркотическими или психотропными препаратами у нас все сложнее. Достаточно их наличия в организме - и человека можно назвать пьяным. Неважно, что он принимал, в каком количестве, сколько дней назад. Факт наличия микродозы этих веществ уже позволяет привлечь водителя к ответственности. Более того, поставить его на учет в наркодиспансер. Напомним, что тот же карволол содержит барбитураты, которые выводятся из организма в течение недели. Валокордин содержит фенобарбитал - психотропное вещество включено в список III. А еще у нас есть масса лекарств, которые в той или иной степени содержат те или иные ингредиенты. Поэтому актуальна идея главы Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова. Он предлагал законодательно закрепить обязательную маркировку лекарств, которые водителям нельзя употреблять. Увы, этот законопроект не прошел.