Проблемная "н"
Самым сложным разделом в русском языке 40 процентов педагогов назвали орфографию. Почти четверть считают, что с запятыми и тире дело обстоит хуже - они выбрали самым сложным раздел "пунктуация", и примерно столько же видят основные сложности с культурой речи и стилистикой. С ударениями все не так печально - о трудностях в орфоэпии сказали только 13 процентов учителей.
"Если (не)_уверен(н)ы, буд(е)те ошибаться" - попробуйте правильно раскрыть в этом выражении все скобки. Не так-то легко, правда? Вот и школьникам тяжелее всего даётся правописание "н/нн" - это отметили большинство учителей. Также дети часто ошибаются в безударных личных окончаниях глаголов, как, например, в словах "будете" и "скажете". Каждый второй учитель отметил, что детям тяжело освоить тему "не" с разными частями речи, и почти каждый третий наблюдает у своих учеников трудности с частицей "ни".
Слов не хватает!
По мнению экспертов, одна из причин проблем с русским языком - бедный словарный запас. Чаще всего ребёнок не может правильно написать слово, потому что не встречал его раньше или не запомнил. Об этом говорят почти 40 процентов учителей. Другая сложность - отсутствие мотивации. Дети не видят ценности в знании правил и тонкостей родной речи. От учеников начальной школы часто можно услышать: зачем учить русский, мы ведь и так на нем уже разговариваем!".
Но есть и еще одно интересное мнение: 18 процентов русистов сделали акцент на "конфликте" между официальными нормами и речью, которую дети слышат дома и в окружении.
Оказывается, бедный словарный запас - беда не только некоторых школьников, но, увы, и взрослых. А 44 процента опрошенных учителей и вовсе считают это ключевой проблемой в современном русском языке. Более спокойно педагоги относятся к языковому упрощению - многие филологи называют его естественным процессом.
Увидимся на митапе
14 процентов учителей русского языка назвали проблемой использование заимствований без необходимости, как например, в словах "экспириенс" (опыт), "воркаут" (тренировка) и "митап" (встреча). Также небольшая часть участников опроса считают, что наиболее остро сегодня стоит проблема нецензурной лексики, а десятая часть беспокоится к о том, что в медиа и разговорную речь проникают жаргонизмы.
Абсолютное большинство учителей - 82 процента - верят: для того, чтобы современные дети полюбили грамотную и красивую речь, грамотно заговорить должны лидеры мнений и блогеры, которых смотрят и слушают дети.
На ошибках учатся
Каждый четвертый учитель поправляет всех своих знакомых, если они допускают в речи ошибку. К детям педагоги подходят ещё строже: большинство делает замечания ученикам даже общаясь с ними на перемене или в мессенджерах. Учителя говорят, что дети на них за это не обижаются.
И вообще, 60 процентов учителей сказали, что несмотря ни на что, их ученики любят русский язык. Лишь 8 процентов заявили обратное.
А еще некоторые педагоги признались, что иногда сами используют сленг - чтобы быть ближе к ученикам. Так, в речи учителей могут проскальзывать словечки типа "вайб", "краш", "кринж", "спамить", "чилить", "хайпить" и другие. В любом случае, большинство педагогов не стесняется уточнить, что значит то или иное сленговое слово, лучше понимать детей и говорить с ними на одном языке.
Буква помощи
Что делать, чтобы дети полюбили русский язык, говорили и писали правильно?
Совет учителей: слушать аудиокниги и читать классику - Пушкина, Толстого, Достоевского и Чехова. А еще - и это уже для нас, взрослых - не сокращать слова и не использовать заимствования, не опускаться до жаргона, не разрешать себе небрежно обращаться с языком.
В заключении педагоги почти хором отметили: "Относитесь бережно к родной речи - русский язык сохранят носители, а не словари".
Владимир Пахомов, научный руководитель портала "Грамота.ру", научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, председатель Филологического совета Тотального диктанта:
"Некоторые результаты опроса меня порадовали, некоторые - огорчили, некоторые показались вполне естественными и закономерными. Порадовало то, что учителя все-таки проявляют интерес к тому, что говорят дети, интересуются словами молодежного жаргона. Ведь русский язык - это не только литературный язык, молодежный сленг тоже совершенно нормальная часть русского языка, а не какой-то "неправильный" русский язык, в отличие от "правильного" языка Пушкина и Толстого. Совершенно естественно, что большинство орфографических трудностей, о которых говорили учителя, - это правила написания Н и НН, а также написание "не" с разными частями речи. Это объективно одни из самых трудных участков системы русского письма.
Ну а расстроили меня советы учителей. Почему речь снова о русской классике, почему не посоветовать детям читать и современную российскую литературу, которая представлена многими достойными именами и которая рассказывает о нас нынешних, а не о людях, живших 200 лет назад? К тому же современные книги написаны современным русским языком, детям их гораздо легче прочитать и понять".