Корреспондент: Как вы оцениваете работу филиала в этом году? Сказалось ли ваших клиентах повышение ставки ЦБ?
Наталья Баркова: Несмотря на рост ключевой ставки, кредиты для аграрного сектора остаются льготными. Ставка по ним не превышает пяти процентов. Это позволило не только сохранить объемы финансирования, но и увеличить их по некоторым сегментам клиентов. Например, малым хозяйствам, среднему бизнесу мы выдали на десять-пятнадцать процентов больше средств, чем в прошлом году.
Ставка по сельской ипотеке тоже не изменилась, сохранилась на уровне трех процентов. Более того, с 1 июля 2023 года минсельхоз РФ увеличил максимальную сумму кредита на одного заемщика с трех до шести миллионов рублей. А наш банк ввел программу софинансирования, по которой каждый из супругов может взять по шесть миллионов рублей. Получается серьезная сумма, можно построить хороший дом. Поэтому в августе и сентябре количество заявок на сельскую ипотеку резко выросло.
Правда, остаются сложности с тем, чтобы найти подходящий вариант недвижимости. Но отмечу, что и мелкие подрядчики, и крупные организации проявляют все больше интереса к строительству в селе. Плюс появляются новые технологии быстровозводимых домов. Мы надеемся, что в обозримом будущем у наших заемщиков появится хороший выбор.
Корр.: Россельхозбанк - банк универсальный. Как развиваются направления, напрямую не связанные с агробизнесом, - депозиты, кредитование физлиц, обслуживание карт?
НБ: Интерес к депозитам и классическим вкладам вырос - тому способствует высокая ключевая ставка. Что касается линейки кредитных продуктов, то у нас представлено множество программ, есть скидки для зарплатных клиентов, для бюджетных организаций, для сотрудников системо-образующих компаний. Можно подобрать выгодный и удобный вариант для ваших целей.
А для выезжающих за границу мы предлагаем банковские карты UnionPay и кобрендинговые МИР-UnionPay. На практике проверено, что они работают не только в азиатских странах, но и в некоторых европейских.
Корр.: Вот уже два года банк развивает цифровую экосистему "Свое". Чего удалось достичь за это время?
НБ: Под брендом "Свое" сегодня работают семь цифровых платформ. Самые популярные - "Свое. Фермерство" - интернет-магазин товаров для сельхозпредприятий и "Свое. Родное", где можно продать и купить фермерские продукты. Через "Свое.Родное" мы поддерживаем и агротуризм - там уже зарегистрировано несколько пакетных туров для жителей Иркутской области.
Активно развивается "Я в Агро" - платформа, где Россельхозбанк собрал разные курсы, онлайн-библиотеки, информацию о грантах, стажировках, об учебных заведениях сельхозпрофиля - словом, все, что может пригодиться школьникам и студентам, которые хотят реализовать себя в сельском хозяйстве. Мы поддерживаем ИТ-специалистов - для них создана платформа РСХБ в цифре. С одной стороны, ее задача состоит в том, чтобы привлекать ИТ-разработки в агроиндустрию, а с другой - давать разработчикам, студентам "цифровых" специальностей возможность пройти стажировку, поучаствовать в реальных стартапах. Разумеется, представлены все сервисы для наших сельхозпроизводителей - по обслуживанию в банке, подаче заявки на кредит, телеветеринарии, телемедицине.
Корр.: Вы третий год проводите "Школу фермера". Проект расширяется, виден ли эффект?
НБ: Совместно с Иркутским государственным аграрным университетом, с региональным минсельхозом мы совершенствуем программу, чтобы за 2,5 месяца обучения дать максимально широкие и полезные знания, в том числе по основам маркетинга, по принципам коммерции.
За три года мы обучили 95 слушателей. И теперь встречаем своих выпускников на выставках, форумах, видим, что они привлекают инвестиции, используя не только банковские инструменты, кооперируются с другими фермерами, видим, как появляются новые агробизнесы. Один из наших выпускников самостоятельно основал "Школу молодого фермера" и делится своими знаниями со школьниками. То есть процесс пошел.
Корр.: С каким настроением и планами Россельхозбанк вступает в новый, 2024 год?
НБ: С новыми вызовами. Главный - нехватка кадров. Нам предстоит адаптировать сотрудников к новым условиям - оптимизировать схемы работы, обучить специалистов новым компетенциям, сделать их более универсальными.
Другая задача - поддержать наших клиентов в условиях нестабильности, роста ключевой ставки, не допустив заметного падения показателей бизнеса, помочь им выйти из этой ситуации без серьезных потерь.
Реклама, АО "Россельхозбанк", ИНН 7725114488, Генеральная лицензия Банка России 3349 от 12.08.2015