Как заявил Милей в видеобращении к согражданам, после десятилетий неудач страна должна встать на новый путь. И для этого аргентинский лидер приказал провести масштабную реформу законов и правил, чтобы "начать разбирать этот репрессивный институциональный правовой каркас, который разрушает страну", "убрать барьеры, которые сдерживают экономическое развитие". Мегадекрет содержит 366 пунктов, посвященных различным сферам деятельности и изложенных на 83 страницах. Значительная часть статей декрета отменяет или видоизменяет существующие в Аргентине законы.
В обращении Милей перечислил только 30 мер из 366, которые он собирается предпринять, однако среди них самые существенные. Глава государства объявил об отмене нормы, препятствующей приватизации государственных компаний. По его словам, все такие предприятия будут преобразованы в акционерные общества для их последующей продажи. А это значит, что если компании окажутся нежизнеспособными, их ждет банкротство, спасать их никто не будет. Вводится запрет на ограничения, связанные с экспортом, отказ от регулирования цен и реформа таможенных правил, направленная на облегчение международной торговли. Так, отменяется прежде обязательная регистрация импортеров и экспортеров. Ужесточаются санкции в отношении тех, кто мешает работе в сферах здравоохранения и образования, которые признаны жизненно важными, изменяется система выдачи рецептов, теперь они будут электронные, а врачи не смогут выписывать лекарства от конкретного производителя.
Предполагается, что это приведет к снижению цен на препараты на 90 процентов. Декрет включает отмену закона об аренде жилья, которым были недовольны и съемщики, и арендодатели. Изменяется трудовое законодательство. Власти отказываются от регулирования цен, которое практиковало прежнее правительство, устанавливая потолок стоимости на чувствительные товары. При этом супермаркеты больше не обязаны выставлять на продажу товар от мелких производителей. Внедряются цифровые инструменты для процедур регистрации автомобилей. Власти отказываются от регулирования услуг спутникового интернета, туристического и винодельческого сектора.
"Мы попросим конгресс помочь нам добиться перемен, в пользу которых сделало выбор общество в условиях кризиса, требующего неотложных действий", - отметил Милей. Впрочем, существует вероятность, что его указ будет отменен: такое произойдет, если сразу обе палаты законодательного органа признают его недействительным.
Первые итоги принятых Милеем мер уже видны: на улицы Буэнос-Айреса, на площадь перед зданием конгресса вышли несколько тысяч человек, протестуя против объявленных реформ.
Президент Аргентины Хавьер МилейАлександр Абрамов, Завлабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований РАНХиГС:
- Особенностью реформ в России в 90-е годы было то, что они происходили по сценарию шоковой терапии. Был выбран курс на ускоренную приватизацию, то есть одним указом предприятия, объявленные частной собственностью, преобразовали в акционерные общества. Ваучерная приватизация стала компромиссом между трудовыми коллективами, "красными" директорами и новыми собственниками. У России был такой масштаб госсобственности, что для ее преобразования в частную потребовалось бы не одно десятилетие.
В стране были либерализованы цены, практически распалась централизованная система госзаказа. Во избежание инфляции отказались от дополнительного печатания денег. Приняли жесткую реформу, что бюджет будет пополняться за счет налогов или госбумаг. Курс рубля привязали к валюте. Нацвалюту так сдерживали до 1998 года, а когда не смогли, рубль девальвировался в три раза.
Подготовила Екатерина Свинова