22.12.2023 13:52
Экономика

"Сибирский цемент" увеличивает объемы производства

Текст:  Юлия Славина (Кемерово)
Пять заводов холдинга "Сибирский цемент" рассчитывают выпустить в 2023 году около 5,5 миллиона тонн цемента - на 400 тонн больше, чем в 2022-м.
/ АО "ХК "Сибцем"
Читать на сайте RG.RU

- Емкость цементного рынка России в уходящем году достигнет 65 миллионов тонн. Анализ показывает: доля потребления относительно общероссийского объема в регионах нашего присутствия - а это Сибирь в ее прежних границах (с учетом Бурятии и Забайкалья) - достаточно стабильна, - отмечает вице-президент по инвестиционному развитию АО "ХК "Сибцем" Александр Черепанов. - В 2007 году она составила чуть больше 11 процентов, в 2014-м - 10,6, в 2023-м - 9,2. Согласно прогнозу, к 2034-му этот показатель вырастет до 10,8 процента: спрос на цемент в макрорегионе увеличится с сегодняшних 6 до 8,5 миллиона тонн в год.

Чтобы обеспечивать растущее потребление, холдинг продолжает модернизацию предприятий. По предварительным данным, только в 2023-м на эти цели будет выделено 4,3 миллиарда рублей, включая НДС. Средства направляются на реализацию масштабных проектов в разных регионах присутствия компании. Так, в цехе "Помол" Топкинского цемзавода введена в эксплуатацию сепараторная установка стоимостью более 835 миллионов рублей. Это позволило увеличить выпуск востребованного высокомарочного сепарированного цемента, который отличается повышенной прочностью и равномерностью гранулометрического состава. Если еще в 2010 году доля такого продукта на рынке не превышала пятидесяти процентов, то к началу 2021-го увеличилась до семидесяти. И тенденция только усиливается.

/ АО "ХК "Сибцем"

- Понимая это, мы разработали и в 2016 году начали воплощать в жизнь программу по установке на заводах современных сепараторов и переводу оборудования на замкнутый цикл, - добавляет Александр Черепанов. - Сегодня работа продолжается.

В соответствии с этой программой в 2023-м запущено новое отделение помола на Красноярском цемзаводе. Мельница производительностью до 100 тонн цемента в час, функционирующая в замкнутом цикле, оснащена современными рукавными фильтрами и газоочистными установками с высоким КПД. В рамках проекта стоимостью свыше трех миллиардов рублей обновлена вся технологическая цепочка - от транспортировки, выгрузки и подачи клинкера в мельницу до хранения готовой продукции и ее отгрузки потребителям.

/ АО "ХК "Сибцем"

Всего в ассортименте холдинга 16 общестроительных и восемь специальных цементов. Продукцию направляют заказчикам навалом, в бумажных мешках по 25 и 50 килограммов и в мягких контейнерах по одной тонне. В текущем году "Сибцем" осуществлял поставки на строительство самых разных объектов. Среди них красноярское метро и завод по глубокой переработке зерновых культур в Красноярском крае, синхротрон "СКИФ" в наукограде Кольцово и четвертый центральный мост через Обь в Новосибирске, межвузовский студенческий кампус в Томске и реактор БРЕСТ-300 в Северске Томской области, объекты горнолыжного комплекса в кузбасском Шерегеше и горно-обогатительный комбинат на базе медно-порфирового месторождения Ак-Суг в Республике Тыва.

Кроме того, несколько видов цемента, производимых на Топкинском заводе, вошли в рецептуры бетонно-растворных смесей, применяемых для строительства в условиях севера.

- Специализированный проектный институт разработал на основе наших цементов смеси с антикоррозийной устойчивостью, сульфатостойкие и низкощелочные, незаменимые при выполнении определенных задач на стройках по ходу Северного морского пути, - уточняет Александр Черепанов. - Мы готовы поставлять продукцию и для других инфраструктурных проектов, например, для возведения дорог с цементобетонными покрытиями и основаниями. Но, к сожалению, пока такие цементы мало востребованы.

Хотя объективных причин, которые бы мешали активному применению современных технологий, нет. И это подтверждают свежие исследования ученых. Например, специалисты Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) доказали, что для дорог I, II и III категории, расположенных во всех дорожно-климатических зонах нашей страны, практически всегда более выгодными являются конструкции дорожных одежд с монолитными цементобетонными покрытиями. Служат они дольше четверти века, требуют текущего ремонта лишь через двенадцать лет интенсивной эксплуатации, а смены покрытия -только через тридцать.

Учитывая то, что российские цемзаводы загружены в среднем на 60 процентов, возможность увеличить производство дорожных цементов есть. Сертифицированной продукцией стабильно высокого качества обеспечит такие проекты и "Сибирский цемент", на заводах которого действуют современные аккредитованные лаборатории.

Добросовестные производители уделяют качеству максимум внимания, но, к сожалению, далеко не весь цемент на рынке произведен ими. После отмены в 2021 году государственного контроля за оборотом отдельных видов стройматериалов объемы фальсифицированного цемента на рынке неуклонно растут. Согласно отчету Ассоциации по техническому регулированию "АССТР", данный показатель увеличился с 3,16 миллиона тонн в 2020 году до 13,14 миллиона в 2022-м.

/ АО "ХК "Сибцем"

- Нужно отметить и другую актуальную для отрасли и независящую от добросовестных производителей тенденцию - рост себестоимости цемента. СМИ часто обсуждают эту тему, цитируя спикеров, неглубоко погруженных в специфику цементной промышленности. Они указывают на множество факторов, но на самом деле увеличение издержек происходит в основном из-за компонентов, цена которых напрямую зависит от государства - товаров и услуг субъектов естественных монополий. Мы видим, что в 2023 году тарифы на газ выросли на десять процентов, на железнодорожные перевозки - на 10,75 процента, - подчеркивает Александр Черепанов. - Стоит отметить, что группа расходов, на которые "Сибцем" не может повлиять (газ, уголь, тариф на электроэнергию, железнодорожный тариф, дизельное топливо и прочие) или может влиять в незначительной степени (расходы на сырье, тару, ремонт), весьма обширна. Доля таких расходов в структуре себестоимости продукции составляет 69 процентов. Из этого следует, что рост себестоимости является объективным фактором, действующим помимо воли производителей цемента.

Справка

"Сибирский цемент" - промышленный вертикально-интегрированный холдинг, созданный в 2004 году. В составе компании Топкинский, Искитимский, Красноярский, Ангарский и Тимлюйский цементные заводы, комбинат "Волна", сеть производств "Сибирский бетон", "Горная компания", компании "ЗапСибЦемент" и "КузбассТрансЦемент", ремонтное предприятие "Сибцемсервис" и торговый дом "Сибирский цемент". Годовая мощность холдинга: девять миллионов тонн цемента, 750 тысяч кубометров бетона, 15 миллионов квадратных метров кровли, 1,7 миллиона квадратных метров плоских листов, 800 километров условных труб.

Реклама, АО "ХК "Сибцем", ИНН 4205070630

Реклама,
erid:4CQwVszH9pWvJHureFr
Промышленность