1. Главный сюрприз года - сет молодых талантливых хореографов, которых показал екатеринбургский "Урал Балет". Свое прощание с труппой ее многолетний лидер Вячеслав Самодуров сопроводил внеплановым вечером "Танц-артель". В нем он ничего не ставил сам, а представил - наряду с балетом своего преемника Максима Петрова - хореографические опыты своих артистов: Игоря Булыцына, Константина Хлебникова и Александра Меркушева. У них разный профессиональный опыт и разные интересы в хореографии. Но у каждого сформировался свой почерк, и каждого уже определенно можно назвать хореографом.
Сам же Самодуров сделал для "Урал Балета" спектакль Sextus Propertius. Алексей Сысоев, соединивший в партитуре величественный слог древнеримского поэта с механическим стрекотом пишущих машинок, помог хореографу ощутить новый уровень свободы. Этот спектакль, в котором нет пауз даже на вдох и выдох между движениями, стал "полароидным снимком" двенадцатилетнего содружества Самодурова и выращенной им труппы.
2. Смена руководителей двух трупп, которые по праву считаются сегодня движущей силой российского балета, - еще один итог уходящего года. В "Урал Балете" на смену Самодурову, решившему сосредоточиться на личной карьере, пришел 30-летний Максим Петров, для которого это первый опыт руководства труппой. Программа его первого сезона включает несколько премьер, в том числе мировых, но выйдут они весной и летом нового года.
В другой уральский театр, Пермский, после трехлетнего перерыва вернулся Алексей Мирошниченко. Его трехактную "Ярославну", основанную на русской истории и русской литературе, вероятно, можно считать программным заявлением.
Тенденцию поддержали крупнейшие сибирские театры - Красноярский и Новосибирский, недавно тоже поменявшие руководство балета.
3. Монументальные постановки с опорой на вечные ценности явно пользуются сейчас повышенным спросом. Но умение создавать их давно утрачено. Единственное исключение, появившееся в этом году, - новенькая "Пиковая дама" Юрия Посохова в Большом театре. Спектакль, на первый взгляд кажущийся "оперой для ног", при внимательном рассмотрении обнаруживает, что он - вовсе не романтическая история неудачной любви Германа и Лизы, а исследование жизненного распада - проведенное хореографом вместе с исполнителями роли Старой графини Вячеславом Лопатиным и Денисом Савиным.
Большой театр показал новый полнометражный балет "Пиковая дама"4. Еще одним знаковым событием года стала побившая рекорды посещаемости выставка "Первая позиция" в петербургском Манеже, посвященная "юбилею русского балета". Два этажа, набитых тысячами артефактов из сорока музеев России, - такого выставочного размаха скромное искусство танца в нашей стране еще не знало. В портретах балерин-фавориток Романовых, интимных альбомах императора Александра II, эротических фотографиях балерин работы Альфреда Эберлинга балет, увы, предстал аналогом яйца Фаберже - сложной в исполнении безделушкой, развитием которой двигали не идеи, а стремление быть утехой. Если верить экспозиции, балет в России закончился на Борисе Эйфмане, и это единственное явление, замеченное организаторами вне двух императорских театров. Еще четыре десятка балетных трупп, вероятно, за последнее столетие никакого вклада в историю отечественного балета не внесли.
При этом 250-летие Московской академии хореографии было проведено так тихо и незаметно, будто не ей гордиться Плисецкой, Максимовой и Васильевым, Ананиашвили, Малаховым, Ратманским, Посоховым, Осиповой...
5. Среди многочисленных российских фестивалей сохранили свое лидерство и умение соответствовать духу времени "Дягилев. P.S." и "Context. Diana Vishneva". Фестиваль Вишневой практически круглогодично поддерживает отечественный современный танец. Проходящий сейчас в Петербурге "Дягилев" внушает оптимизм разнообразием форм - в этом году здесь и традиционные концерты, и знакомство с новой мировой звездой - китаянкой Си Син, и гастроли балета из Самары. В Шереметьевском дворце - выставка "Суд Париса" напоминает, что искусство по-прежнему - самое верное средство для легкости дыхания в любые времена.