25.12.2023 16:10
Культура

Итоги года в драматическом театре: сумма изменится от перемены мест?

Текст:  Инга Бугулова
Российская газета - Федеральный выпуск: №293 (9238)
2023-й стал годом кадровых перестановок. Многозначительных, а может, даже судьбоносных. Была и целая россыпь заметных премьер. Чем в большей степени запомнился год?
/ Сергей Карпухин/ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Смена руководства Союза театральных деятелей (СТД РФ) стала такой заметной - еще и потому, что нового председателя выбрали впервые почти за 30 лет. Сама фигура нового главы СТД Владимира Машкова (на этом посту он сменил Александра Калягина) - лучшая иллюстрация запроса на четкую и ясную позицию в отношении к происходящему в стране и в мире. И в отношении к искусству - не имитирующему злобу дня, не эпатирующему ради эпатажа, а глубокому и сохраняющему преемственность - будь то традиции Станиславского или Табакова.

Художественный руководитель Московского театра Олега Табакова Владимир Машков

Еще одна важная реформа - полная перезагрузка "Золотой Маски". Какой станет главная театральная премия страны - пока вопрос. Но очевидно: этот шаг тоже назрел давно. Как говорит Машков: "Некоторые фестивали утратили доверие, как со стороны профессионального сообщества, так и со стороны государства и спонсоров. Например, "Золотая Маска". И наша задача - это доверие вернуть"… Руководить "Маской" будет новая дирекция, созданная СТД, - на должность директора премии и фестиваля приглашен Владимир Мишарин. Остальных назначений пока ждем.

Новые главные режиссеры в целом ряде театров. Вот лишь несколько имен: Марина Брусникина заняла эту должность в РАМТе, Никита Кобелев - в Александринке, а в Театр им. Вахтангова и Театр Российской Армии, уже довольно долго работавшие без творческого руководства, назначены Анатолий Шульев и Александр Лазарев. И, разумеется, одно из самых громких назначений: руководитель Мариинки Валерий Гергиев стал еще и директором Большого театра, и сопредседателем СТД - по музыкальной части.

Итоги года в классическом театре: запреты русской культуры терпят фиаско

Безоговорочным событием стало открытие весной Дома Вахтангова во Владикавказе. Прославленный театр не просто открыл филиал - с нуля создал культурный центр, точку притяжения - с музеем великого режиссера и его семьи, сценой, насыщенной афишей. Тут можно лишь порадоваться энергичности и принципиальности директора Театра Вахтангова Кирилла Крока; отзывчивости артистов, для которым этот Дом стал родным, и радушию кавказской публики. Теперь будете во Владикавказе - обязательно постарайтесь попасть в Дом Вахтангова.

Наконец, премьеры. Заслуживающих внимания спектаклей немало. Прежде всего, это "Живые и мертвые. Солдатами не рождаются" в постановке Полины Агуреевой и в музыкальном сопровождении "Солистов Москвы" под управлением Юрия Башмета, сам маэстро дирижирует в спектакле в генеральской шинели. Шинель Башмет по ходу спектакля сбрасывает - на переломах истории, в трагические времена в одном строю-оркестре генералы и дирижеры, солдаты, актеры и музыканты. Живые и мертвые...

125-летие МХТ им. Чехова подарило нам целый список премьер. Выделим две постановки Дениса Азарова - "Дядя Ваня" и "9 ряд.10, 11 место". Оба спектакля вышли очень чеховскими, щемящими по настроению и небанальными по воплощению. Дядю Ваню сыграл Сергей Епишев, Елену Андреевну - Светлана Колпакова. А действо, посвященное юбилею МХТ, - это еще и поклон мхатовским ветеранам, Станиславу Любшину и Наталье Теняковой.

/ Владимир Федоренко/РИА Новости

В Театре на Бронной Константин Богомолов поставил снайперски точных в отношении к сегодняшней повестке дня со всеми релокантами "Дачников" Горького. Здесь же и "Вероника" по пьесе Розова - как оказалось, очень современная.

В Театре Вахтангова очаровал "Генерал и его семья" - билетов на спектакль не достать. Роман Тимура Кибирова воплотила на сцене Светлана Землякова: это разговор об отцах и детях, о маленьком человеке, о любви. К истории генерала Бочажка (фантастическая роль Максима Севриновского), потерявшего жену, дочь, страну, хочется возвращаться, переосмысляя и открывая что-то новое.

На переломах истории в одном строю-оркестре генералы и дирижеры, солдаты, актеры и музыканты. Живые и мертвые

Сразу два громких спектакля в "Современнике" - по актуальной прозе. Сергей Тонышев поставил "Чагина" Евгения Водолазкина, а Гарик Сукачев - "Убить Бобрыкина" Александры Николаенко. В его версии спектакль носит название "Сашашишин" - это трогательная и красивая история про аутиста Сашу.

Режиссерский дебют Александра Лазарева в "Ленкоме" - булгаковский "Бег", который он мечтал поставить с детства. И еще один незабываемый театральный дебют - киномастер Сергей Урсуляк поставил по Евгению Шварцу в Театре им. Маяковского свою, "Другую сказку".

/ Владимир Федоренко/РИА Новости

И еще 5 премьер года:

Театр Драматический театр