26.12.2023 07:00
Технологии

Рынку потребуется не менее пяти лет, чтобы осуществить полноценный переход на отечественные решения

Текст:  Олег Капранов
Российская газета - Федеральный выпуск: №293 (9238) Российская газета - Спецвыпуск: Цифровые экосистемы №293 (9238)
Как компаниям проходить непростой процесс импортозамещения, какие основные вызовы сегодня стоят перед участниками рынка и какие акценты на цифровом рынке являются определяющими? Об этом "РГ" рассказал вице-президент по развитию корпоративного и нового бизнеса МТС Олег Алдошин.
Цифровые экосистемы становятся привычной частью нашей повседневной жизни и работы. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Олег, какой сегодня основной запрос у ваших клиентов? Есть ли разница между потребностями малого и крупного бизнеса?

Олег Алдошин: Самый актуальный вопрос в цифровизации бизнеса - импортозамещение. / Пресс-служба МТС

Олег Алдошин: В разных компаниях запросы разные. Малый бизнес в основном ищет недорогие эффективные решения, которые не требуют сложных настроек и интеграций. Крупный бизнес - это практически всегда решение комплексных задач под клиента. Даже, казалось бы, уже давно базовая услуга ШПД для крупного клиента может обрасти дополнительными сервисами и продуктами - VPN, Wi-Fi, SD-WAN. А ведь все это нужно установить, настроить и выдерживать высокое качество обслуживания и поддержки.

Количество продуктов и решений для корпоративных клиентов у МТС выросло в несколько раз за последние несколько лет: в контуре нашей b2b-экосистемы представлен широкий спектр продуктов - от облачных услуг и сервисов UCaaS (Unified Communications) до решений в области кибербезопасности. В этом смысле клиенту выгодно выбрать одного партнера, который сможет обеспечить комплексный подход. При этом клиентам важна надежность поставщика. МТС обладает очень сильной инженерной и ИТ экспертизой, которая способна выполнить практически любой запрос наших клиентов.

Какие проблемы приходится решать в b2b-сегменте?

Олег Алдошин: Сегодня наиболее актуальный вопрос - это импортозамещение всего, что связано с цифровизацией и автоматизацией бизнес-процессов в компаниях. Во многих случаях компании закупали у ушедших партнеров часть решений с кастомизацией, и в настоящий момент их действительно сложно импортозаместить, что называется, с ходу. Кроме того, у компаний с подобными решениями нет централизованной поддержки и развития функционала, они не могут самостоятельно внедрять доработки в оставшиеся неподдерживаемыми системы ушедших иностранных вендоров. Сейчас самое сложное в таких проектах - это понять, как стыковать решения от разных производителей. Это всегда задача под конкретного клиента.

Как быстро, по вашему мнению, компании сумеют преодолеть этот этап?

Минцифры хочет ужесточить контроль за переходом абонента к другому оператору

Олег Алдошин: По средним оценкам, рынку потребуется до пяти лет, чтобы осуществить полноценный переход и миграцию данных. Кто-то из текущих пользователей иностранного софта работает на локальных развернутых копиях, есть игроки, которые в обход санкций закупают дополнительные лицензии. Безусловно, это не полноценные решения, скорее, временные. Тем не менее они работают. Однако рано или поздно при условии отсутствия изменений в части доступности иностранных продуктов в России всем компаниям придется переходить на российское ПО.

Но хочется отметить, драйвером перехода будет не только поиск и замена решений уходящих игроков, но и возрастающая в текущих экономических условиях потребность бизнеса в цифровой трансформации и оптимизации.

Какую помощь в этом может оказать МТС?

Олег Алдошин: Мы готовы предложить комплексный подход к решению задач клиента. У нас большой портфель собственных продуктов, выстроенное взаимодействие с партнерами и, как уже упоминал ранее, сильная инженерная и ИТ экспертиза.

Сегодня наиболее актуальный вопрос - это импортозамещение всего, что связано с цифровизацией и автоматизацией бизнес-процессов в компаниях

На какие направления b2b сегодня делаете ставку?

Олег Алдошин: Прежде всего мы сфокусировались на развитии цифровых решений для бизнеса. Это частные сети (pLTE), геосервисы, видеонаблюдение и видеоаналитика, продукты UCaaS (unifed communications). Также здесь важно отметить M2M (Machine to machine или межмашинное взаимодействие) и платформу IoT, по этим сервисам в 2022 году МТС стала первой на рынке. Причем растет не только connectivity составляющая, но и выручка от комплексных отраслевых решений на основе Интернета вещей. И в 2023 году мы продолжаем развивать платформу, добавлять функционал, работать с аналитическими системами. Cloud, облачные решения, обеспечивают большой объем выручки. Как я уже говорил ранее, хорошие результаты показывает и направление импортозамещения ПО и оборудования. Сейчас мы находимся в процессе подписания соглашений с несколькими новыми вендорами, которые смогут пополнить нашу линейку партнерского ПО, сможем рассказать о них чуть позже.

Одно из быстро растущих направлений - безопасность. У нас появился собственный центр безопасности и видеонаблюдения, объединяющий в себе разнообразные решения в области обеспечения безопасности, совмещенные со сложными системами видеоконтроля. В этом направлении мы активно сотрудничаем с приобретенной в 2022 году VisionLabs, у компании широкая экспертиза в области искусственного интеллекта и видеоаналитики, которую мы используем в интересах наших корпоративных клиентов. К примеру, не так давно компания реализовала шесть новых детекторов видеоаналитики для ритейла. С их помощью предлагается вести подсчет очередей, создавать тепловые карты, а также отслеживать присутствие и отсутствие персонала и маршруты клиентов.

Видеоаналитика позволяет контролировать поведение водителей за рулем - засыпание, отвлечение внимания на телефон, курение или прием пищи, а также пристегнут ли ремень безопасности

Здесь же можно упомянуть и "Гольфстрим". Если в прошлом году мы только заходили на этот рынок, то сейчас у нас уже есть комплексные решения, способные закрыть потребности самого разного бизнеса.

Кроме того, мы делаем проекты по пожарной безопасности. В 2023 году мы внедрили умное видеонаблюдение для предотвращения лесных пожаров в нескольких регионах страны, например во Владимирской области, а также в национальном парке "Башкирия". Одна из главных задач здесь состоит в том, чтобы обнаружить возгорание на ранней стадии. Так, наша система мониторинга позволяет замечать дым в автоматическом режиме, а затем определить по камерам местоположение очага пожара.

Как обстоят дела в сегменте частных сетей?

Олег Алдошин: Как я уже сказал, Private LTE является одним из драйверов развития b2b МТС. В 2022 году можно было наблюдать за трансформацией рынка pLTE, однако, несмотря на это, мы стали лидерами по количеству выделенных коммерческих сетей cреди публично объявленных проектов по данным ONSIDE. В этом году по данным Comnews нам удалось сохранить лидерство в сегменте. Всего с 2020 года компания развернула 12 частных выделенных сетей и запустила 22 пилотных проекта. В 2024 году мы продолжим работать над развитием направления и планируем наращивать обороты. pLTE - это отличный пример комплексного проекта по цифровизации. Все наши клиенты, которые приходят с запросом по частным сетям заинтересованы в модернизации не только связи, но и производства. Для нас это отличная возможность предложить набор услуг на базе наших решений pLTE\IoT\Cloud.

Вы сказали, что также вкладываете много усилий в развитие геосервисов. О каких проектах идет речь?

Олег Алдошин: В этом году мы создали внутри b2b МТС центр транспорта и навигации, который как раз занимается продуктами с приставкой гео-. Это и геоаналитика, и мониторинг транспорта и сотрудников, решения для промышленной безопасности и многое другое.

Расскажу чуть подробнее о некоторых из перечисленных решений. Прежде всего это LocationPro, который дает возможность осуществлять высокоточное геопозиционирование, то есть определять местоположения объектов с точностью от 2 до 5 сантиметров с использованием спутниковых технологий по всей России. Здесь ключевыми отраслями для реализации продукта становятся геодезия и точное земледелие, а также транспортная сфера, т.к. продукт помогает максимально точно определять маршрут движения транспортного средства.

Геолокация позволяет максимально точно определить маршрут движения любого транспорта. / Марина Лысцева / ТАСС

SafeZone - платформа для повышения безопасности и эффективности труда для производственных предприятий. SafeZone позволяет использовать в качестве трекера смартфон или носимые устройства и работает с технологиями BLE 4.x, BLE 5.x, UWB, LTE/pLTE и другими. Платформа обеспечивает контроль одиночных сотрудников на предприятии, фиксирует посещение опасных зон и ведет учет времени пребывания в них, а также оповещает диспетчерскую в случае, если сотрудник обездвижен или упал в опасной части объекта. Этот продукт широко востребован в добывающей и обрабатывающей промышленности, а также в сегменте HoReCa.

К геосервисам мы относим и решения компании SKAI, которую приобрели в начале года. SKAI предлагает широкий набор решений для контроля грузоперевозок, мы оцениваем емкость рынка подобных решений на 2024 год в 15 миллиардов рублей. У компании есть несколько фокусных направлений, прежде всего это видеоаналитика, которая позволяет контролировать поведение водителей за рулем и может отслеживать такие параметры, как засыпание, отвлечение внимания на телефон, курение или прием пищи, а также пристегнут ли ремень безопасности у водителя. Камеры устанавливаются в кабине грузовика и проводят анализ входящего видеопотока в реальном времени, а при обнаружении опасного действия подают сигнал водителю. Такое решение помогает снизить риск гибели и вреда здоровью сотрудников в результате инцидентов, а также сократить риски материального ущерба.

В России началось серийное производство базовых станций 5G

Также одно из флагманских решений компании - SKAI.Безопасное вождение. Это специальный мобильный терминал, который включает в себя восемь датчиков, среди которых в том числе GPS/ГЛОНАСС приемник, GSM модем, система идентификации. Он устанавливается в автомобили и помогает отслеживать опасные действия и маневры водителя, например, превышение скорости, резкое торможение или ускорение, длительное движение без отдыха и многое другое.

В кейсе с крупным международным производителем продуктов питания и напитков решение показало себя наилучшим образом - по итогам работы удалось добиться сокращения любых ДТП на 1 миллион километров в четыре раза, количество ДТП с пострадавшими уменьшилось в 11 раз. Дополнительным плюсом стало снижение на 10 процентов среднего расхода топлива. А количество летальных ДТП сократилось и вовсе до нуля. Проще говоря, решения SKAI помогают спасать жизни водителей грузовиков.

Расскажите, пожалуйста, о платформе Exolve. Как вы взаимодействуете с МТТ, которая ее продвигает?

Олег Алдошин: МТС Exolve мы запустили в начале года, это CPaaS-решение (Communication Platform as a Service), облачная платформа для быстрого и гибкого создания телекоммуникационных сервисов. Платформа дает возможность бизнесу разрабатывать собственные приложения для общения с клиентами, обеспечивает "бесшовную" интеграцию в существующие ИТ-системы и эффективное управление омниканальными коммуникациями. Помимо бизнес-заказчиков, здесь наши клиенты - еще и разработчики коммуникационных сервисов, на платформе они могут реализовать в формате конструктора такие решения, как обратный звонок, авторизация по номеру, интеллектуальный выбор исходящего номера, защита номера, calltracking, управление голосовыми и текстовыми сообщениями, что позволит компаниям сократить затраты, повысить гибкость и эффективность взаимодействия с клиентами. С МТТ мы работаем в тесной связке - не важно, касается это продаж или развития продукта. Помимо Exolve мы делаем большую ставку на развитие голосовых и текстовых роботов - эти продукты мы тоже активно развиваем на базе МТТ.

Облачная платформа дает возможность бизнесу разрабатывать собственные приложения для общения с клиентами, обеспечивает "бесшовную" интеграцию в существующие ИТ-системы

Чем была обусловлена покупка МТС Линк?

Олег Алдошин: Для нас область Unified communications - одна из ключевых ставок. И если тема, связанная с платформой и коммуникационными сервисами была закрыта покупкой МТТ, то большой перспективный "кусок" рынка инструментов корпоративных коммуникаций был не закрыт. С покупкой МТС Линк мы можем закрыть все потенциальные запросы клиентов на этом рынке.

Мы довольны тем, как развивается МТС Линк. За год работы в составе группы МТС Линк увеличила число клиентов на 61 процент, а количество мероприятий на платформе выросло в 2,3 раза. По данным Big Data МТС за первое полугодие 2023 года, Линк лидирует по объему мобильного трафика среди российских сервисов для видео-конференц-связи, а среди всех решений ВКС занимает третье место после Skype и Zoom.

Вы упомянули CloudMTS - что сейчас делает компания в "облаках"?

Олег Алдошин: У нас есть собственные облачные решения для создания и развития цифровых продуктов, они объединены под брендом CloudMTS. Компания предоставляет услуги дата-центров, реализует частные, публичные и гибридные облака, а также обеспечивает клиентов решениями в области управления бизнес-процессами.

Не так давно компания получила заключение о соответствии требованиям ГОСТа Р 57580.1-2017, это означает что облачная инфраструктура CloudMTS признана безопасной для размещения банковских информационных систем, и это большая победа для нас. В сентябре мы ввели в эксплуатацию третий модуль вместимостью 125 серверных стоек в центре обработки данных компании в Ленинградской области, увеличив общую мощность дата-центра на 50 процентов. В новом модуле будут развернуты наши корпоративные системы, в том числе облако CloudMTS.

Кроме того, в облачном портфеле МТС есть широкий ряд успешных проектов. Так, в 2020 году компания в частном облаке на базе дата-центра МТС запустила облачную цифровую платформу управления для Segezha Group - одного из крупнейших российских лесопромышленных холдингов. А в начале 2023 года крупная сеть магазинов одежды MODIS перенесла свою систему управления базами данных на виртуальную инфраструктуру провайдера CloudMTS в Санкт-Петербурге.

Гигабит как стандарт и отказ от 3G к 2030 году: в Минцифры представили проект стратегии развития отрасли связи

Кажется, что уже сегодня b2b-экосистема не испытывает недостатка в продуктах. Каковы ваши дальнейшие планы по развитию этого сегмента бизнеса?

Олег Алдошин: Самое главное - не останавливаться на достигнутом. У нас большие амбиции в сегменте b2b, поэтому мынаходимся в перманентном поиске новых проектов и идей для развития b2b-бизнеса. Некоторое время назад дочерняя компания МТС Линк приобрела доску для совместной удаленной работы Jespo вместе с командой, чтобы вывести на рынок продукт, способный заменить собой ушедшую Miro. Как я уже говорил выше, в 2023 году мы приобрели компанию-разработчика ИТ-решений для крупных автопарков SKAI. Также мы завершили консолидацию 100 процентов ГК "Зеленая точка", объединяющую операторов фиксированной связи в 12 регионах России.

В 2024 году мы планируем наращивать темпы развития не только через улучшение имеющихся продуктов, но и через вывод на рынок новых решений для бизнеса. Также будем продолжать работу над улучшением клиентского опыта, согласно последним измерениям, NPS показывает стабильный рост. Такие показатели хорошо характеризуют наше отношение к клиенту как к самому главному составляющему любого бизнеса.

Связь