Среди самых успешных годов для Музеев Московского Кремля был 2015-й. Тогда к вам пришли два миллиона двести тысяч посетителей. Из них каждый четвертый был китаец, около миллиона человек было из Евросоюза и Америки. Вам удается сегодня привлекать посетителей в турбулентные времена? Каков портрет посетителя уходящего 2023 года?
Елена Гагарина: Хотела бы заметить, что самым успешным год был не 2015, а 2019-й. Перед пандемией, когда Музеи Кремля приняли 3 миллиона 180 тысяч человек. Причем, мы приняли не всех желающих. У нас очень небольшие выставочные площади, поэтому мы должны были серьезно ограничивать количество посетителей, которые могут находиться, например, в Оружейной палате. Но в 2019-м мы стали регулировать и количество посетителей на Соборной площади. Потому что в соборы, где небольшое пространство, все войти не могли.
Что касается нынешнего года, то в первый раз после пандемии и всех дальнейших событий число посетителей превысило миллион. Для нас это важно, потому что после пандемии доходы музея и количество гостей упали в пять раз. В прошлом году к нам пришли уже 861 тысяча человек. И вот в этом году - миллион семь тысяч. Туризм к нам возвращается не так быстро, как хотелось бы.
Тем не менее, с каждым годом число посетителей увеличивается. У нас довольно много зарубежных гостей. Много российских туристов. Большое количество гостей из Индии, арабских стран и островного Китая. Организованный туризм, который осуществляют китайские профсоюзы из континентального Китая, пока что в полной мере не вернулся, но туристов из Гонконга, Макао у нас много. Причем это как раз те посетители, которые приезжают индивидуально. Они смотрят и выставки, и архитектуру Кремля, заранее подготовившись. Понимая, зачем они приехали, что хотят увидеть и узнать. Это очень благодарная вдохновляющая аудитория. Мы и дальше будем работать, чтобы посетителей было как можно больше.
На Петербургском культурном форуме вы с внуком генерала де Голля говорили, что сегодня в отношениях музеев разных стран преобладает не культура отмены, а культура взаимной заинтересованности. С чем связан ваш оптимистический взгляд на вектор международных связей Музеев Кремля?
Елена Гагарина: Как говорилось в одной известной книжке про девочку Алису, когда дверь одна закрывается, другая открывается.
Мы сейчас получили много предложений от наших коллег из Китая. Много запросов у нас из стран Персидского залива по поводу выставок, культурных проектов. Причем предложения о сотрудничестве касаются не только выставок, но и научной работы, реставрационных процессов. Так, от наших коллег из Национального музея Китая в Пекине мы получили предложение сделать выставку о культуре еды в Китае. Нам в свою очередь было предложено сделать аналогичный проект в Пекине. Поэтому в 2025 году в Музеях Московского Кремля мы покажем выставку о гастрономических традициях и культуре пиров в Китае с древнейших времен и вплоть до последнего императорского периода. Речь пойдет как о культуре народной, так и аристократической. Мы привозим около 200 экспонатов, которые помогут рассказать и о традициях, их смысле и значении. Это будет большая выставка в Кремле.
Будете представлять кухонную утварь, сервизы? Вы же лапшу варить не будете?
Елена Гагарина: Лапшу мы варить не будем - это точно. Но думаю, в связи с выставкой будут мастер-классы по этикету, ритуалам, традиционной гастрономии.
Вы вернулись только что из Омана, где вели переговоры о совместных музейных проектах. Интересен всплеск музейной жизни в Объединенных Арабских Эмиратах, в Катаре, в Омане. На ваш взгляд, бурное развитие музеев, в том числе современного искусства в странах Персидского залива, это вопрос престижа или это маркетинговая история, нацеленная на привлечение туристов?
Елена Гагарина: Все страны разные, с разными традициями. Оман - это султанат. Нынешний султан - бывший министр культуры. Он уделяет огромное внимание сохранению памятников страны, их реставрации. При этом речь не только об архитектуре... И к нам, и в Эрмитаж обращаются коллеги из Омана с вопросами о реставрации произведений из их собраний. Коллекции у них очень впечатляющие. Например, во дворце, который скоро откроется, вся мебель - из Франции XVIII века. Огромные усилия были вложены в реставрацию, подготовку экспозиции. В реставрации текстиля музеям Омана помогают иранские специалисты. Одновременно ведет реставрация памятников истории, которые в ближайшее время планируется открыть для туристического осмотра. В случае Омана, очевидно, что главная цель - это забота о собственной культуре и о том, чтобы это наследие было доступно всем.
Вы планируете совместные проекты?
Елена Гагарина: Мы планируем обменный проект с Национальным музеем Омана. Его собрания включают не только памятники культуры страны, но и коллекции султана. Музей очень интересный. Он построен не так давно, с соблюдением всех современных норм, а они предъявляют высокие требования экспозиционным пространствам. Наша выставка, которую мы готовим, будет хорошо и безопасно там себя чувствовать. А в Музеях Московского Кремля мы в свою очередь покажем выставку из Национального музея Омана. Она откроется уже 11 июля 2024 года и будет работать до конца сентября. Среди экспонатов будут и оружие, и украшения, и костюмы, произведения из коллекции султана.
То есть древности?
Елена Гагарина: Древности тоже будут. Например, находки, сделанные во время археологических раскопок. Но кроме старинных вещей интересно и разнообразие коллекции. Оман был империей, в состав которой входила огромная территория Восточной Африки. Культура здесь очень сложная, любопытная. Для нас эта выставка интересна и тем, что позволяет сопоставить привезенные экспонаты с вещами нашей коллекции. У нас есть предметы, в частности, среди восточных посольских даров, о традициях употребления которых мы мало что знаем. Такие выставки позволяют находить аналоги, более точно описать памятники, которые находятся у нас.