27.12.2023 11:36
Воронеж

Воронежцы оценили три современные пьесы на злобу дня

Текст:  Татьяна Ткачёва
Российская газета - Неделя - Центральная Россия: №295 (9240)
Изнанка красивой жизни в соцсетях, одиночество в коллективе, засилье лицемерия и пошлости - эскизы спектаклей на злобу дня показали в Воронежском театре драмы. Лаборатория с участием трех молодых режиссеров прошла в декабре в рамках проекта "СИТО" ("Современное исследование театральных объектов"). По итогам обсуждений со зрителем и внутренней экспертизы в репертуар включили постановку Игоря Васецкого "Мама, я блогер".
По итогам лаборатории постановку Игоря Васецкого "Мама, я блогер" включили в репертуар. / WWW.VORONEZHDRAMA.RU
Читать на сайте RG.RU

"СИТО" проводится в Воронеже уже семь лет. Приглашенные режиссеры выбирают свежие пьесы, ориентируясь на итоги основных отечественных конкурсов драматургии. В течение нескольких дней с участием местных артистов ставятся наброски постановок. Один из них затем превращается в полноценно оформленный спектакль. Если в первые годы на лабораторные показы приходило не очень много публики, то сейчас проект стал очень популярен. Несмотря на позднее время (спектакли начинались в 21.30, когда с городских улиц уже потихоньку исчезает общественный транспорт), зал был полон, а часть зрителей еще и допоздна обсуждала эскизы с постановщиками.

- Такая работа в экстремальном режиме - полезное упражнение и для режиссеров, и для труппы, - отметил худрук театра драмы имени А. Кольцова Владимир Петров. - Получаются довольно подробные эскизы: артисты знают текст наизусть, продуман звуковой и видеоряд, видна авторская трактовка пьесы. В этом году у нас все три участника выбрали произведения женщин-драматургов, что, наверное, соответствует общим тенденциям. Когда-то сценография была неженской профессией - а посмотрите, сколько сейчас театральных художниц! Решая, какой спектакль в итоге брать в афишу, я учитываю много факторов, которые незаметны обычному зрителю: общую художественную политику театра, занятость конкретных артистов, наличие работ для малой сцены...

Бари Салимову приглянулась пьеса психолингвиста Ирины Максимовой "Самый одинокий кит на свете". В ней слабо связанные между собой эпизоды из жизни разных людей перед Новым годом прошиты общей метафорой. Герои так или иначе вспоминают или узнают о китах, которые общаются с помощью звуковых волн. Кит, который по неизвестной ученым причине «разговаривает» на частоте, недоступной другим, десятилетиями бороздит океан в полном одиночестве…Фоном для сцен непонимания между уставшими искать компромиссы супругами, начальницей и подчиненными, случайными знакомыми, сводными сестрами послужили кадры из "Подводной одиссеи капитана Кусто". Чтобы немного приподнять сюжет над бытом, создать дистанцию между типичными ситуациями и их экзистенциальным смыслом, Салимов попробовал использовать прием саундрамы - когда прозаический текст временами как бы пропевается артистами.

Тамир Сикоев выбрал пьесу "Жалкие", написанную руководителем народного театра в Когалыме (Югра) Еленой Ерпылевой. В сюжете и тексте много абсурда, что и подкупило молодого постановщика. "Мне интересен небытовой способ существования, который в современной драматургии найти непросто. Из трех предложенных вариантов мы выбрали тот, где абсурда больше всего", - признался постановщик. Герои его эскиза - обыватели, осуждающие всех, кто на них не похож. Мечтать о больших доходах и крутых тачках, целыми днями думать о рецептах супов и котлет, обсуждать только еду и странных соседей, жениться или выходить замуж по расчету - это нормально и достойно. Выбиваться из общего ряда - значит вызывать гадкую, унизительную жалость. Обрамлением для спектакля Сикоева стали выступления "сортировщиков", готовых выбраковать всех "жалких" и никчемных членов общества не только среди персонажей на сцене, но и в зрительном зале.

Декорации из тюрьмы, по три рубля массовке, перелом ноги Гурченко. Удивительные факты о знаменитых постановках и экранизациях пьес Островского

Победителем проекта "СИТО-2023" стал забавный и грустный спектакль "Мама, я блогер" по пьесе Александры Стрижевской. Высокий заработок в соцсетях, сопряженный со всенародной славой, - мечта многих нынешних подростков (а также их родителей). Дольче вита и синекура в одном флаконе. Что скрывается за глянцевым контентом? Как его производство влияет на судьбу самого блогера и его родных? Чем на самом деле является ведение соцсетей - способом решить свои проблемы или нажить их?.. Спектакль выстроен так, что публике не навязываются однозначные ответы и оценки. Кто-то посочувствует героине Ирины Сорокиной - женщине, начавшей выкладывать в Сеть видео с маленькой дочкой, чтобы спастись от постродовой депрессии, и сделавшей из этого профессию. Кто-то рассудит: мол, блогерше нет дела до ребенка, если на его памперсах, игрушках и борьбе с прыщами нельзя заработать. Дочь Зоя (Анастасия Климушкина) то сопротивляется родительской эксплуатации, то подчиняется, понимая, что иным путем ее материальных запросов никто не обеспечит. Все меняется, когда приходит первая юношеская любовь... Или - не меняется?

В постановке Игоря Васецкого взрослые ведут себя как дети малые, подростки выглядят прожженными скептиками, а существующий в сказочном измерении Малыш выбирает себе будущих родителей с мудростью старика. Хотя, на первый взгляд, и он жестоко ошибается.

Комментарий

Игорь Васецкий, режиссер, худрук Сарапульского театра (Удмуртия):

- Тема пьесы, где исследуется человек, заинтересованный больше контентом для соцсетей, чем реальной жизнью, мне показалась очень актуальной. Я сам блогер и знаю обратную сторону медали - на что меняется жизнь, когда убираешь телефон. Создание и потребление контента - это новая реальность, новая религия, которая подминает нас под себя. Рад, что удалось обратиться к такому сюжету в формате лаборатории. Обычно репетиции идут два-три месяца, а тут у нас было всего пять-семь дней, мы очень сплотились – и с артистами, и с коллегами-режиссерами. Лаборатория позволяет не вариться в собственном соку, а получить заряд адреналина и новых идей. Раньше я так воспринимал поездки на сессию (Васецкий окончил театральный институт в Ярославле. – «РГ»). У нас маленький город, всего 96 тысяч жителей, и у публики свои стереотипные ожидания, которые сложно преодолевать.

Воронеж