30.12.2023 20:47
Экономика

Вероника Никишина: Россия переориентировала экспорт сырья и несырьевой продукции низких переделов

Текст:  Евгений Владимиров
Российский экспорт восстанавливается за счет развивающихся рынков. Например, по продукции АПК отечественные поставщики уже завершили переориентацию на рынки дружественных стран. Об этом рассказала в интервью "РГ" генеральный директор Российского экспортного центра Вероника Никишина. По ее словам, сейчас российские компании уверенно себя чувствуют на рынках стран СНГ, а в дальнем зарубежье России еще предстоит серьезно поработать над расширением своей доли на рынках дружественных стран.
/ Кристина Кормилицына/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Завершился 2023 год. Как меняется российский экспорт? Как проходит переориентация на новые рынки? По итогам 2022 года Россия вошла в пятерку крупнейших экономик мира. По словам президента, за прошлый год наш товарный экспорт обновил рекорд и достиг 592 млрд долл.

Вероника Никишина: Развивающиеся рынки - наши перспективные партнеры, опорные пункты нашего экспорта - сильно выросли в экономическом и технологическом плане с 2000-х годов и стали доминировать над развитыми странами. Их доля в мировом ВВП уже достигла 58%. И именно благодаря ним мы видим восстановление роста российского экспорта - это уже ярко выраженный тренд, хоть нам и предстоит еще большой путь.

По итогам 9 месяцев доля объема экспортных поставок несырьевой неэнергетической продукции в эти страны составляет 84,9% по сравнению с 74,5% в 2022 году и 64,0% в 2021 году. При этом для экспорта продукции АПК переориентация поставок, по существу, завершена: доля дружественных стран по итогам 9 месяцев уже выросла до 91,8% по сравнению с 89,1% в 2022 году и 84,2% в 2021 году. Для экспорта промышленной продукции по итогам 9 месяцев ориентир на дружественные страны пока еще существенно ниже, но уже является преобладающим - 79,1% по сравнению с 66,5% в 2022 году и 55,7% в 2021 году.

Также отмечу, что мы практически полностью переориентировали экспорт сырья и несырьевую неэнергетическую продукцию низких переделов. В частности, в январе-сентябре экспорт продукции групп черных металлов, химии, удобрений на 72-75% направлялся в дружественные страны, по продукции ЛПК - более 90%. При этом рост объемов поставок на ряд новых рынков начинает компенсировать продолжающийся спад экспорта в страны, которые закрыли свои рынки.

Таким образом, экспорт - органический "ключ" к росту экономики на долгосрочной перспективе, такой национальный ресурс роста и доходов наших граждан. Это также источник валютной выручки, которая используется рынком в дальнейшем и для закупки товаров народного потребления, и оборудования, и промежуточной продукции.

Какими были основные задачи этого года для российских экспортеров?

Вероника Никишина: В этом году российская экономика отрабатывала радикальные изменения геополитического ландшафта для бизнеса. Перенаправление потоков, разрыв цепочек импортных поставок и уход части западных компаний. При этом экспорт в целом свою функцию успешно выполнил, российская продукция востребована за границей, успешно продается и вывозится. Острая фаза кризиса пройдена, бизнес планирует переход к росту.

Российский экспорт, несмотря на тысячи введенных санкций, невозможно взять и "отменить". Если у кого-то в прошлом году ещё были в этом сомнения, то результаты этого года убедительно доказывают - мы нужны нашим партнерам, на наши товары есть спрос за рубежом, целый ряд стран приветствует наших экспортеров. Десятки тысяч предпринимателей, компаний со всей России, разного веса и опыта, из самых разных отраслей поставляют свою продукцию и услуги на внешние рынки, будь то наши соседи в ЕАЭС, страны Африки, Азии и Латинской Америки.

Кабмин выведет из-под курсовых экспортных пошлин лекарства, зефир и пастилу

Наши продукты пользуются спросом и в недружественных странах, но политика данных стран не позволяет их потребителям нашу продукцию приобрести. Так что на экспортном рынке мы ориентируемся в первую очередь на дружественные страны. И это справедливо не только для нашего экспорта топливных продуктов, но и для товаров промышленности, сельскохозяйственной и продовольственной продукции, широкой номенклатуры товаров потребительского сектора.

Как видно по цифрам, некоторые из наших компаний уже присутствовали на этих рынках, другие выходят впервые. РЭЦ прогнозирует рост числа экспортеров по итогам 2023 года до 75-80 тысяч компаний, что продолжит прошлогоднюю тенденцию роста. Так, за 2022 год мы зафиксировали рост числа компаний-экспортеров до 72 000 с 64 000 годом ранее.

И в прошлом, и в этом году одним из самых востребованных обращений к нам стал запрос на страновую экспертизу - экспортеры спрашивают нас, как лучше всего работать на новых рынках? Конечно, сразу найти покупателей, адаптировать продукцию под требования новых рынков, наладить логистику, поставку и операционные процессы непросто - но у наших экспортеров это получается и получится, мы в этом их всегда поддерживаем.

В ноябре на встрече с новым составом Общественной палаты Владимир Путин заявил, что Россия перестает быть бензоколонкой. Действительно ли мы двигаемся в эту сторону?

Вероника Никишина: Структура основных товарных позиций нашего экспорта определяется длительными инвестпроектами и не может поменяться по щелчку пальцев. Сегодня энергоносители составляют более половины, а по некоторым направлениям и большую часть российских экспортных поставок. Но, как я уже сказала, перспективы нашего экспорта будут определяться позицией России на рынках несырьевых неэнергетических товаров как стратегического сектора для развития экономики и, как следствие, экспортного потенциала. Почему это так?

В следующем десятилетии топливный сектор будет проходить комплексную трансформацию. Это релевантно не только для России, это общемировая ситуация. Сегодня активно применяются самоограничения при экспорте нефти, ведется агрессивная борьба за рынки сбыта и выгодное для ряда игроков ценообразование - яркие примеры мы видим в случаях уничтожения нашей трубопроводной инфраструктуры. Уже к началу 2030 годов в полный рост проявится переход к так называемому "зеленому протекционизму". Ожидаем форсированного ограничения западными странами использования ископаемого топлива во всем мире, с введением тарифов и ограничений на произведенную с их использованием продукцию. Уже вводятся ограничения по финансированию подобных проектов. Эти риски нельзя игнорировать, ведь даже наши крупнейшие покупатели нефти, угля и газа - Китай и Индия - поставляют промышленные товары на рынки ЕС и США.

Нам важно быть к этому готовыми, и смещение инвестиционного потока, структуры формирования доходов в сторону производства высокопередельной продукции и ННЭ - самый верный ответ на эти вызовы. За последние 10 лет, с 2013 г. по 2022 год, с созданием системы поддержки экспорта, объем несырьевого неэнергетического экспорта вырос более чем на треть. Промышленный экспорт за этот период вырос более чем на 20%.

Важно отметить, что внешние ограничения также не привели к перекосу поставок в сторону топливной и сырьевой продукции: доля несырьевого неэнергетического экспорта в структуре общего экспорта постепенно увеличивается - с 32% (в 2022 г.) до 35% (по итогам трёх кварталов 2023 г.). Будущее именно за ННЭ, это наш стратегический ориентир, от которого зависит стабильность и устойчивость российской экономики.

А что Россия может предложить на внешнем рынке в перспективе, помимо наших традиционных статей экспорта? На какие отрасли сейчас нужно делать упор?

Вероника Никишина: Предложить мы можем то, что сами умеем делать и чем располагаем в силу ресурсного, научного, производственного и природно-географического богатства страны. Значительная часть дружественных стран - это развивающиеся экономики, которые ориентированы на качественный опережающий рост. Как следствие, представляют собой рынки сбыта растущей емкости с перспективными траекториями прироста потребления.

Мы успешно поставляем в дружественные страны услуги информационной безопасности и защиты критических инфраструктур, цифровизации взаимодействия государства и бизнеса, "электронного правительства", создаем за рубежом инфраструктуру и транспорт, в первую очередь железнодорожный, энергетическую инфраструктуру - трубопроводы, ГЭС и, конечно, АЭС, центры обработки данных. Это открывает для нас большие возможности в части экспорта высоких переделов и новых технологий - ведь такие крупные инвестиционные проекты, как строительство трубопровода, завода или метро в дружественных странах, создают спрос для десятков и сотен российских поставщиков.

Такие проекты позволят нам войти в партнерства, построенные не на разовых товарных поставках, а на долгосрочном взаимодействии, встречных инвестициях, кооперационном производстве высокотехнологичной продукции.

При этом Россию на этих рынках рассматривают как независимого альтернативного поставщика и партнера. Ведь технологический суверенитет, необходимость которого, я думаю, осознали для себя все экономики мира в прошлом году - это не про делать всё самим, а про выстраивать устойчивые производственные и кооперационные цепочки с надежными партнерами и не зависеть от одного поставщика.

Вклад в инфраструктуру, безопасность, развитие дружественных стран влияет и на восприятие нашей страны, наших экспортеров за рубежом. Здесь, кстати, отмечу успехи российских креативных индустрий - ряд компаний кино- и мультипликационного производства, производители компьютерных игр успешно продают продукцию на крупнейших рынках, в том числе в Китае.

Ряд отечественных анимационных проектов уже получили популярность на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В частности, за рубежом очень любят наших "Машу и Медведя", "Смешариков", "Лунтика". В этом году иностранные зрители оценили "Чебурашку" и анимационный фильм "Чинк: хвостатый детектив". На внешние рынки выходят, например, "Фиксики".

Каждый год мы видим сотни успешных кейсов производителей и поставщиков самой разнообразной продукции: от конфет с кедровыми орехами из Томской области до всем известного пива из Санкт-Петербурга, от кинопродукции до сервисов по созданию программ лояльности, от облачных решений и систем слежения до вертолетов и оборудования для предприятий АПК.

Мы работаем над тем, чтобы экспорт был доступен каждому предпринимателю. И чем больше наших предпринимателей поймут свои экспортные возможности, тем больше мы сможем предложить внешнему рынку.

Какие сложности на пути к внешним рынкам сохраняются и что с ними нужно делать?

Вероника Никишина: Где сложности, или, лучше сказать, вызовы - там и возможности. Как я уже сказала, перед нами огромные, быстрорастущие рынки сбыта. Наши компании уверенно себя чувствуют на рынках стран СНГ, где наша доля достигает 32% (в общем импорте) и 26,7% в импорте продукции ННЭ. А в дальнем зарубежье, при всех наших успехах переориентации на рынки дружественных стран, Россия все ещё (данные по итогам импорта стран-партнеров 2022 года) шестой по размеру экспортер в Китай (4,2%), пятый - в Индию (5,5%), 20-ый - во Вьетнам (0,6%), 9-ый - в ОАЭ (2,2%).

За последние пять лет российский агроэкспорт вырос почти вдвое

Что нам мешает радикально увеличить на этих рынках наше присутствие и что с этим делать? Три главные вещи, которые нам нужны и которые мы получим - доверие потребителя, допуск на рынки, товаропроводящая инфраструктура.

Доверие потребителя и партнера - как скажет бизнес, это самое сложное. Наш агроэкспорт в виде зерна и масла уже присутствует почти во всех этих странах (кроме Индонезии и Бразилии), но мы работаем над тем, чтобы добраться до конечного потребителя с нашей продовольственной продукцией высоких переделов - а для этого потребитель должен знать нашу продукцию и доверять ей. Это вызов, и справиться с ним должен помочь национальный бренд "Сделано в России", которому мы в прошлом году придали новые "вкус и цвет". В Китае, ОАЭ, Вьетнаме уже лед тронулся, в других странах пока работаем, но шансы встать на полку у наших товаров очень высокие.

В части допуска на рынки - многие из интересных нам стран защищают свой внутренний рынок высокими тарифами (Индия, ОАЭ, страны Африки). Но в промышленности они реализуют программы локализации, такие проекты уже обсуждаются и даже реализуются в ряде стран. Все это, как я говорила, наукоемкая, технологичная продукция, которая позволяет нашим поставщикам за счет обслуживания таких проектов закрепиться на целевом рынке на долгие годы.

Эта работа Правительством ведется комплексно, с учетом участия нашей страны в Евразийском экономическом союзе. Мы продолжим расширять зоны свободной торговли ЕАЭС на выгодных для России условиях - например, такое соглашение готовится к подписанию с Ираном, такая зона уже действует с Вьетнамом. Мы со своей стороны готовы поддерживать экспортные проекты с тем, чтобы наши компании были ещё более конкурентоспособны на внешних рынках.

И, конечно, чтобы продолжать развивать экспорт ННЭ, нам надо помочь бизнесу в доступе к товаропроводящей инфраструктуре - это транспортные, складские и распределительные мощности, логистический сервис, новые маршруты, финансовое обслуживание - страхование, платежи. Для этого вместе научиться работать как в России, так и за рубежом в формате совместных проектов, промышленных зон, международных логистических коридоров.

Наши партнеры - логистические компании при содействии и поддержке РЭЦ запустили и развивают ряд логистических сервисов в дружественные страны. Например, специализированные транспортные решения Российских железных дорог. С 2019 года работает контейнерный сервис "Агроэкспресс". Он сокращает сроки доставки скоропортящихся продуктов для экспортеров, и здесь мы работаем на загрузку транспортных систем ЕАЭС, не только российских. Это совместный проект РЭЦ и "РЖД Логистика", который позволяет доставлять максимально свежую мясную, молочную и кондитерскую продукцию в специальных контейнерах в Китай, Вьетнам и другие страны.

Также помогаем находить партнеров по запросам экспортеров. В этом, в частности, помогают наши представители за рубежом. В 2023 году при участии Направления зарубежной сети РЭЦ были заключены 182 внешнеторговых контракта на общую сумму 1,13 млрд долл. Причем мы помогаем находить партнеров не только в Казахстане, Китае, ОАЭ и других "привычных странах", но и, например, в Уганде, Аргентине, Нигерии и Мали.

Вероника Олеговна, а какие итоги работы РЭЦ за этот год вы уже можете подвести?

Вероника Никишина: Хочу сказать, что мы сильно окрепли за последние два года. Ведь в 2022 году РЭЦ, ЭКСАР и РОСЭКСИМБАНК одними из первых ощутили на себе воздействие внешних ограничений.

Недружественные действия в отношении всей Группы компаний нанесли болезненный удар по нашей работе. Конечно, это был прицельный удар, ведь портфель РЭЦ на 100% связан с внешнеторговыми сделками, сотрудничеством с иностранными контрагентами, в первую очередь, финансовыми организациями. Однако мы не сложили руки и продолжили работу, адаптировали свое продуктовое предложение, перестроили платежно-расчетные механизмы. Например, добавили продукты для импортеров, "продвинули" корректировку ряда мер государственной поддержки и появление новых.

Благодаря этому мы продолжили оказывать поддержку экспортерам, и в этом году показали свои лучшие результаты. Нашу поддержку получили более 20 тыс. компаний (это уже на 1 тыс. больше, чем за весь 2022 год. При этом 18 тыс. из этого числа - это МСП). мы предоставили финансирование бизнесу на сумму более 523 млрд. рублей (для сравнения, в прошлом году этот показатель был на уровне 365 млрд рублей). Объем поддержанного нами экспорта и импорта превысил 21,5 млрд долл. (на 8,7 млрд долл. больше, чем в прошлом году).

Активно в этом году экспортеры обращались в ЭКСАР и РОСЭКСИМБАНК. Так, при поддержке ЭКСАР было осуществлено 13,5 млрд долл. экспорта. При поддержке РОСЭКСИМБАНКа - 8,8 млрд. долл, это в 3,6 раза больше, чем в прошлом году.

Растет и сам объем финансирования. Если мы говорим про ЭКСАР, то в этом году агентство поддержало экспортеров и импортеров на 470,2 млрд рублей, а РОСЭКСИМБАНК - на 186,4 млрд.

В 2023 году мы, как агент Правительства, реализовали 10 программ господдержки на общую сумму более 66 млрд руб., что на 40% больше, чем в 2022 году. Объем осуществлённого с их помощью экспорта за 11 месяцев текущего года составил почти 13 млрд долларов, а количество уникальных поддержанных экспортеров в этом году уже составляет почти 1 300, что на 20% превышает поддержку по итогам всего 2022 года.

Вы рассказали о том, как РЭЦ и государство наращивают поддержку экспортеров. Можно ли сказать, что бизнесу становится проще выходить на внешние рынки?

Вероника Никишина: Сейчас мы видим растущую активность бизнеса, который стремится преодолеть введенные ограничения и ищет новые возможности. Бизнес все комфортнее чувствует себя на рынках дружественных стран и все отчетливее понимает, как воспользоваться теми возможностями, которые они предлагают. Есть ниши, которые мы можем занять. Есть покупатели и партнеры, которые хотят и готовы покупать российское.

Мы недавно провели большой опрос для форума "Сделано в России". Результат очень показателен: 70% компаний с оптимизмом смотрит в будущее, треть экспортеров ждут роста выручки не менее чем на 30% в горизонте нескольких лет, более 80% экспортеров видят спрос на свою продукцию в новых географиях, 54% экспортеров называли развитие в новых географиях основным направлением работы бизнеса на перспективу. Они либо уже нашли, либо понимают, как им искать новых покупателей. Они видят, что та продукция, которую они производят, конкурентоспособна по цене, качественным характеристикам, а также подходит покупателям по срокам и ритмичности поставок, объемам и т.д. Сегодня бизнес готов развиваться, готов жить дальше в новых условиях и не боится работать с рисками. Этой силе предпринимательства надо дать все возможности и все меры поддержки.

Какие меры поддержки сейчас наиболее востребованы у экспортеров? Насколько они эффективны?

Вероника Никишина: Мы ведем активную работу по поддержке экспортеров на всех этапах экспортной сделки, и у каждой компании свои запросы на поддержку. Если брать государственную поддержку экспорта, программы Правительства, то, как я уже сказала выше, РЭЦ, как агент Правительства, на данный момент реализует 10 программ государственной поддержки, и эти программы пользуются высоким спросом у экспортёров. Здесь много примеров, мы получаем в прямом смысле слова тысячи заявок, по отдельным программам поддержки в этом году мы получили даже более 2000 заявок, по некоторым бюджет программы был исчерпан за половину установленного срока проведения отбора.

Среди самых востребованных программ по итогам 2023 года - компенсация затрат на транспортировку сельскохозяйственной продукции и продукции промышленности, участие в деловых миссиях в рамках коллективных экспозиций Made in Russia, компенсация затрат на сертификацию продукции на внешних рынках.

А самые популярные услуги от РЭЦ - образовательные и аналитические услуги (консультации по экспорту в отдельные страны, товарно-страновая аналитическая информация, База знаний экспортера (новый цифровой продукт, включающий информацию по широкому набору тем, нетарифным барьерам и пр.), различные учебные пособия от экспертов РЭЦ и Школы экспорта РЭЦ).

В этом году мы провели более 140 консультаций для бизнеса по всем основным вопросам ВЭД - от особенностей отдельных рынков (в том числе и таких, как Буркина-Фасо и Эквадор, например) и стратегия продвижения на них до тонкостей деловой коммуникации и вопросов регистрации и сертификации. Это одна из самых востребованных услуг: ею воспользовались за год более 3 тысяч уникальных экспортеров.

Товарооборот России и Китая в 2023 году вырос на 26,7%, достигнув рекорда

А более 7,5 тысячи уникальных компаний прошли обучение в Школе экспорта РЭЦ. 530 компаний прошли 3 наши акселерационные программы, 132 компании реализовали вместе с нами рука об руку 275 экспортных контрактов на сумму 73,7 млн долл. на поставки уже на новые рынки - в дружественные страны.

За 9 месяцев объем продаж в нацмагазинах более чем в 3 раза превысил показатель за весь 2022 год и составил порядка 800 млн рублей. На онлайн-полках нацмагазинов разместились порядка 3000 товарных позиций от более 700 российских компаний, более 70% которых активно и регулярно продаются.

Чем помогаете небольшим компаниям?

Вероника Никишина: Мы видим существенный рост спроса на экспортную поддержку МСП, изменение его структуры и стараемся максимально оперативно реагировать на запросы бизнеса.

Сегодня 80% запросов малого бизнеса направлено на поиск покупателя за рубежом. Поиск, в широком смысле этого слова, включает в себя такие меры поддержки, как участие в выставках и бизнес-миссиях за рубежом, организацию B2B переговоров, размещение продукции на маркетплейсах.

В этом году, например, при поддержке РЭЦ свою продукцию на международных мероприятиях (31 выставка и 19 деловых миссий) показали более 1100 компаний, из них 884 (или 77,4%) - это МСП. География - 18 приоритетных, "теплых" для экспортеров стран. И результат - заключены экспортные контракты на сумму свыше 16 млрд рублей. В том числе, например, помогли частной пивоваренной компании выйти на поставки в Индию и Иран, производителю гастроэнтерологического оборудования - выйти в Турцию благодаря выставке Expomed. Был и кейс, когда наш производитель АПК на бизнес-миссии вышел на контракт на сумму 1 млрд рублей.

Отмечу, что МСП в целом - это значимый драйвер экспорта. В прошлом году малые и средние компании поставили товаров ННЭ на 46 млрд долл. и на 33 млрд долл. за 9 месяцев этого года. То есть каждый пятый доллар несырьевого неэнергетического экспорта обеспечен компаниями именно МСП сегмента.

Весь год Россия и Китай шли к планке $200 млрд товарооборота. Для чего эта гонка российским экспортерам?

Вероника Никишина: Китайский рынок - не единственный, где наших экспортеров очень ждут: мы помогаем осваивать рынки десятков стран, в том числе СНГ, Турции, Индии, Ирана, арабских стран, Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки. Конечно, китайский рынок - крайне перспективный для российских товаров, стратегически важный в условиях внешнего давления. Однако он отличается очень жесткой конкуренцией, присутствуют все ключевые транснациональные компании. Сейчас, особенно после открытия китайского рынка и снятия ковидных ограничений, рынок Китай вызывает колоссальный интерес у экспортеров, и РЭЦ ведет активную работу по продвижению российского экспорта в Китай.

Планируем масштабно выводить российских экспортеров в Китай. Ведется работа и над снятием барьеров: например, в этом году на рынок наконец-то получили доступ наши производители свинины, это большой прорыв.

РЭЦ присутствует на ключевых деловых площадках Китая, организует экспозицию под брендом "Сделано в России" для участия российских компаний в крупнейших выставках Китая, а также организует многоотраслевые и узкоспециализированные бизнес-миссии.

В частности, в 2023 году российскую продукцию смогли оценить посетители таких выставок, как Sial China, Международная китайская выставка импортных товаров и услуг - China International Import EXPO и Shanghai Global Food Trade Show. РЭЦ также организовал деловые миссии в сфере рыбной промышленности в КНР и в сфере промышленного оборудования в рамках Международной китайской выставки импортных товаров и услуг.

На предстоящий год также запланированы ряд мероприятий (China International Import Expo и деловая миссия в сфере сельского хозяйства в рамках выставки World Agricultural Expo).

Учитывая тенденции развития электронной торговли, РЭЦ c 2019 года реализует программу развития сети национальных магазинов российских товаров в Китае. Всего РЭЦ открыл 24 национальных магазина под брендом Made in Russia на ключевых зарубежных маркетплейсах. Это онлайн супермаркеты, где иностранный потребитель может купить все необходимое: например, сладости, бытовую химию, косметику, даже уголь для мангала. Всего представлена продукция более 700 компаний, и мы продолжаем расширяться. Акцент делаем на рынки Китая и других стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

В этом году бренд "Сделано в России" зазвучал по-новому. Насколько востребована поддержка продвижения именно под общим знаменем?

Вероника Никишина: Всё упирается в узнаваемость и репутацию. Их отсутствие - один из самых сильных барьеров для роста продаж нашей продукции в других странах.

Мировой опыт показывает, что продвигать продукцию намного эффективнее под зонтиком "Сделано в" такой-то стране. Вы продвигаете не только сам товар, но и транслируете культурный код страны, определенные ценности.

За рубежом во многом сохраняется стереотипное и архаичное восприятие России и продукции, которую она может предложить, особенно на фоне постоянно усиливающейся конкуренции. Без изменения этого образа, наполнения его новыми современными смыслами, которые отвечали бы реальной ситуации, осуществить такой рывок просто невозможно.

Наша цель - сделать так, чтобы российскую продукцию потребители на новых рынках узнавали сразу. Основное условие участия в программе для бизнеса - прохождение добровольной сертификации "Сделано в России", которая подтверждает улучшенные характеристики продукции по 4 направлениям: надежность, экологичность, органическое происхождение, уникальность.

За год отечественные производители из самых разных отраслей получили сертификат "Сделано в России" уже более чем на тысячу товаров. Так создается пул активных компаний, которые задают планку качества продукции для продвижения на внешних рынках.

Зарубежные рынки очень разные, но под каждую отрасль, под каждую страну, которую мы считаем перспективной для развития торгово-экономических отношений, мы используем свои инструменты "Сделано в России" и обеспечиваем индивидуальный, таргетированный подход к продвижению на каждом рынке под зонтиком нашей "птички".

Куда будет двигаться РЭЦ? Поделитесь планами.

Вероника Никишина: Мы верим, что для российских товаров и услуг нет границ. И РЭЦ продолжит оказывать полную поддержку российским компаниям на пути к внешним рынкам в меняющихся реалиях. Куда мы идем и к чему мы готовимся?

Наша система поддержки экспорта, принципы работы этой инфраструктуры десятилетие выстраивались в логике универсальных мировых правил торговли, предполагающих открытую конкуренцию и соблюдение всеми игроками правил в отношении друг друга. Мы создавали возможности для экспортеров, ориентированные на опережающий рост объема ННЭ на мировые рынки. Но реалии сегодня быстро меняются, и внешнеэкономическая стратегия России, и система поддержки экспорта, и мотивации компаний должны этому соответствовать. В будущем вместо "мирового рынка" наши компании должны целиться в частично связанные рынки региональных и мегарегиональных коалиций. Первый сигнал для такого изменения - мы видим, что крупнейшие страны все более и более широко применяют внеэкономические рычаги, санкции для недобросовестной конкуренции на внешних рынках. Это не случайность, условия внешнеэкономического взаимодействия действительно сильно меняются под влиянием ряда трендов.

Первый тренд - появление на глобальном рынке новых "суперэкономик", выступающих региональными центрами притяжения торговых, производственных и финансовых связей, а также способных отстаивать более справедливый миропорядок и уважение норм международного права. Традиционно в последние два десятилетия к "суперэкономикам" безусловно относились США, ЕС, Япония, Россия, Китай и Республика Корея. В последнее время в этот перечень вошли Индия и Бразилия, на подходе - Индонезия, Турция, крупнейшие арабские страны. Эти страны по мере роста понимают свое уязвимое положение в мировой торговле, технологиях, инфраструктуре, хотят укреплять экономический и технологический суверенитет.

Второй тренд - рост использования технологий как инструмента контроля в целях закрепления лидерских позиций на рынках.

Применение новых технологий ведет к стремительному изменению облика экономики за счет развития следующих направлений: цифровизация и искусственный интеллект (в том числе новые способы вычислений, обработки, передачи и хранения данных), космический сервис (в том числе телекоммуникация, интернет, мобильная связь), биомедицинские технологии, электротранспорт (в том числе развитие накопителей энергии), беспилотный транспорт. В развитии и внедрении вышеперечисленных технологий многие страны видят новый источник экономического роста, а в их экспорте - укрепление мировой конкурентоспособности. При этом в основе - сквозные технологии, контроль над которыми в странах коллективного Запада, которые пытаются ограничить потенциал и возможность других стран самостоятельно разрабатывать и внедрять новые технологии - с помощью введения торгово-технологических, и санкционных ограничений, "технологического протекционизма".

Столкновение этих трендов, новых и старых субъектов расшатывает архитектуру мировых рынков - отсюда и рост конфликтного потенциала, и глубокие проблемы с институтами ВТО, уход от глобальных правил к блокам, которые формируются объективно - из собственных экономических интересов стран - таким, например, как ШОС и БРИКС, и, конечно, ЕАЭС.

Все это сопровождается ростом долгов, причем не только развитых, но уже и развивающихся стран. В условиях роста ставок по этим огромным долгам сказываются макроструктурные дисбалансы и отложенные эффекты накачки экономической системы денежной массой с начала мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., с пиком в 2020 году, которые проявляются через самый высокий уровень инфляции за последние 40-50 лет.

Итого - развитые страны не могут, а развивающиеся не хотят - жить по-старому. Накопленный конфликтный потенциал, укрепление фактора силы, вплоть до военной силы, означают, что "универсальные правила торговли" больше не работают. Смыслом новой, суверенной торговой политики становится поиск надежных, устойчивых партнеров и формирование при их помощи своей надежной зоны международной кооперации - многие развивающиеся страны с надеждой смотрят на БРИКС. И Россия в этом смысле уникальный партнер - как я уже говорила, мы выступаем за помощь другим странам в укреплении их суверенитета.

При этом мы рассчитываем на продолжение экспорта топливных и прочих сырьевых товаров, во многом обеспечивающих импорт оборудования и создание собственных технологий, они стали основной развития российской экономики в последние два десятилетия. Однако, как я уже говорила, дальнейший рост внешней торговли уже в среднесрочной перспективе будет преимущественно определяться позицией России на рынках несырьевых неэнергетических товаров как стратегического сектора для развития экспортного потенциала. Наши собственные интересы, укрепление экономического и технологического суверенитета России - это то, на что мы в первую очередь должны опираться. Это касается и сфер технологий инвестиций - инвестировать нужно прежде всего в себя, в свою экономику, в развитие собственных технологий, формировать центры технологических компетенций, и только потом думать об инвестициях в другие страны, по правилам равноценной кооперации с зарубежными партнерами, чтобы не попасть в ситуацию зависимости от инвестиций без гарантии их защиты.

Последнее, что я хочу отметить - важно помнить, что остаются и продолжат оставаться фактором лидерства на рынках. В этой связи Россия должна вкладывать которые позволят нам усилить свою технологическую независимость.

Само собой, мы продолжим работать для того, чтобы как можно больше предпринимателей и бизнесов могли заявить о себе на внешнем рынке. Рост ННЭ - это не просто какая-то оторванная от реальности задача, выраженная в цифрах. Это, действительно, стратегическая цель, фундамент стабильности и устойчивости российской экономики.

Для этого мы, в частности, продолжим делать ставку на МСП - наших ключевых клиентах с огромным потенциалом экспорта, а также донастраивать и улучшать нашу систему поддержки экспортеров.

В следующем году РЭЦ продолжит точечно адаптировать портфель поддержки под изменения экономической и геополитической конъюнктуры.

С 2024 года также будут изменения в одной из самых популярных программ - Транспортировке продукции АПК (ПП РФ от 15.09.2017 № 1104), которая реализуется в цифровом виде на платформе "Мой экспорт", позволяя компенсировать организациям АПК до 25% своих логистических затрат, а с 2024 года по перевозкам молочной продукции расходы будут возмещаться до 100%, а по перевозкам в отдельные страны - до 50%. Также ведется работа над доработкой и некоторых других программ.

С точки зрения именно новых программ, со следующего года ожидаем перезапуск программы по послепродажному обслуживанию промышленной продукции.

Также мы планируем внедрить меру поддержки (компенсировать транспортные расходы), привязанную к логистическим коридорам. Сейчас бизнес может компенсировать расходы на транспортировку промышленной продукции, эта мера поддержки очень востребована. Но есть необходимость дополнительных новых правил работы, позволяющих оптимально перераспределить грузопотоки по инфраструктуре транспортных коридоров внутри страны без простоев и дополнительных издержек со стороны участников ВЭД. Необходимо поддерживать интенсивность экспортной загрузки портов Северо-Западного бассейна, стимулировать загрузку коридора "Север - Юг", балансировать нагрузку на Восточный полигон и провозные мощности в адрес портов Азово-Черноморского бассейна. И такая мера поддержки находится у нас в разработке.

В следующем году мы продолжим расширять свою собственную географию. Основные деловые контакты мы налаживаем через зарубежную сеть представительств РЭЦ в 13 странах (Китай, Индия, Вьетнам, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Турция, ОАЭ, Казахстан, Иран, Белоруссия, Киргизия и Армения). Зарубежная сеть в этом году оказала поддержку экспорта на 5,24 млрд долларов. В следующем году рассматриваем возможность открыть представительства ещё в пяти приоритетных странах - Саудовская Аравия, Египет, Индонезия, Таиланд, Бразилия, и готовы помогать компаниям, планирующим выход на эти рынки.

ВЭД