Она подчеркнула, что причиной возврата можно назвать что угодно: не подошел цвет, размер, фасон, комплектация и так далее. Вернуть подарок, по ее словам, можно даже в том случае, если он просто "разонравился". Но сделать это нужно в течение 14 дней, прошедших со дня покупки.
Однако не все товары подлежат возврату, говорит Сафонова. Некоторые из них магазин примет назад только в том случае, если обнаружится недостаток (брак), и часто - только после проведения экспертизы, которая подтвердит, что не действия покупателя либо получателя подарка привели к поломке.
Перечень невозвратных непродовольственных товаров утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 за № 2463.
К ним относится, например, бытовая техника. Она считается технически сложным товаром, вернуть ее по закону можно только в том случае, если обнаружился заводской брак, пояснила юрист.
Парфюмерию и косметику можно вернуть только в том случае, если истек срок годности или есть подтверждение того, что это фальсификат, потому что это товары личного пользования.
Предметы личной гигиены, к которым можно отнести расчески, бигуди, заколки, полученные в подарок, придется передаривать или использовать. Ювелирные изделия из драгоценных металлов и с драгоценными камнями тоже сложно будет вернуть в магазин. А вот бижутерию вернуть можно, потому что она под эти критерии не подпадает.
Кроме этого, в категорию невозвратных товаров входят некоторые издания, как правило, непериодические: книги, брошюры, альбомы, карты, нотные тетради.
Сафонова обратила внимание, что сейчас довольно часто вместе с подарком оставляют чек. "Это, конечно, идеально для возврата, однако отсутствие чека не может быть основанием для отказа в возврате. Чек можно восстановить, если вы знаете где и когда был приобретен подарок", - говорит она.
Юрист также рассказала, что делать, если продавец отказывается принимать товар обратно. Во-первых, отметила она, ему нужно напомнить о ст. 25 Закона РФ "О защите прав потребителей". Если он пытается вас ввести в заблуждение, что товар не подлежит обмену, ссылайтесь на перечень товаров, которые нельзя вернуть или обменять. Попросите позвать менеджера или управляющего магазином, а если и это не поможет, напишите претензию на имя руководителя.
Если и на претензию не ответили, пишите жалобу в Роспотребнадзор - для этого у них на сайте есть специальная форма.
А для того, чтобы избежать этой суматохи, заказывайте у родных и друзей подарки заранее, заключила Сафонова.