03.01.2024 16:09
Культура

"Удиви меня!" В Петербурге прошел фестиваль "Дягилев.P.S."

Текст:  Анна Галайда
Российская газета - Федеральный выпуск: №2 (9244)
Международный фестиваль искусств "Дягилев. P.S." прошел в Петербурге в четырнадцатый раз. Взяв при рождении своим девизом призыв Дягилева "Удиви меня!", он и сам умудряется делать это из года в год, несмотря ни на какие бури вокруг.
В спектакле китайского "Театра танца Си Син" T.I.M.E. приемы йоги естественно вплетены в техники современного хореографического искусства. / Михаил Вильчук
Читать на сайте RG.RU

"Дягилев. P.S.", придуманный и развивающийся под руководством Натальи Метелицы, директора Петербургского музея театрального и музыкального искусства, от рождения объединял все разнообразие театральных жанров. Вокруг них годами формировалась дополнительная программа: выставки, образовательные и издательские проекты. Эта широта взгляда, отражающая интересы самого Дягилева, позволяет фестивалю и сегодня не терять насыщенности и актуальности.

На этот раз объединила программу выставка "Суд Париса. Рождение богини" в Полярном флигеле Шереметевского дворца. Она посвящена тем женщинам, что в разные эпохи были идолами для своих современников. При входе в первый зал хоть здоровайся: Карсавина, Павлова, Спесивцева, Асенкова, Мария Мариусовна Петипа, Гельцер, Семенова, Вечеслова, Шелест обступают плотным кольцом. Три остальных зала выстроены на плутарховском контрасте: каждый посвящен паре соперниц - Марии Савиной и Вере Комиссаржевской, Зинаиде Райх и Алисе Коонен, Марине Ладыниной и Любови Орловой. Их судьбы уплотнены в короткие реплики - выдернутые из документов, писем, рецензий, воспоминаний и стилизованные под ленту в соцсетях. Невозможно оторваться от этих параллельных хроник, в которых вырисовываются не столько личные судьбы, сколько пути российского искусства в последние полтора века.

Итоги года в российском балете: 5 событий, о которых стоит помнить

Театральным богиням была посвящена и музыкальная программа Алексея Гориболя "Любовь поэта", открывшая фестиваль на сцене Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. Продолжением темы можно рассматривать и два документальных фильма, премьера которых прошла на фестивале. Первый из них, "Aidan.doc", посвящен художнице Айдан Салаховой. Героиней ленты "Донна Таня. Сто лет счастья" стала отметившая в прошлом году столетие Татьяна Лескова, балерина постдягилевских компаний и одна из основательниц бразильского балета, правнучка великого русского писателя. Еще одной нитью, связавшей нынешний фестиваль и Дягилева, стал белорусский документальный фильм "Ради Весны", посвященный феномену балета "Весна священная".

/ Светлана Аввакум

Петербургский фестиваль был одним из первых, несколько лет назад обратившим внимание на деятельность балетных театров российской провинции. В этом году в программу попали сразу два дебютанта, которые активно стремятся выйти из слепой зоны "лебедино-щелкунчиков" - из Нижнего Новгорода и Самары. При этом нижегородцы представили "Терезин-квартет", созданный с помощью петербургской продюсерской компании JokerLab. Их вечер балетов на музыку чешских композиторов еврейского происхождения, погибших в концентрационных лагерях, объединил четырех хореографов с совершенно разным бэкграундом: Татьяну Баганову, Максима Петрова, Александра Сергеева и Алессандро Каггеджи. У программы "Время Долгушина", которую привез Самарский балет, тоже петербургские корни. Она посвящена выдающемуся танцовщику, в 1990-х возглавлявшему волжскую труппу. Туда он перенес старинную датскую "Сильфиду", там же поставил свою фантазию на тему утраченного "Павильона Армиды" Фокина. Два десятилетия спустя труппа танцует их гораздо свободнее технически. Но представления о том, что такое стиль и стилизация, с тех пор совершенно изменились. Впрочем, когда на несколько мгновений включили записи самого танцующего Долгушина, оказалось, что масштаб и обаяние художественной личности сильнее теоретических представлений.

А за актуальное искусство на нынешнем "Дягилев. P.S." отвечал китайский "Театр танца Си Син" со спектаклем T.I.M.E. ("Время"). Эта постановка идеально соединяет Восток и Запад: приемы йоги в ней естественно вплетены в техники современного танца, восточная неспешность соединяется с европейской лаконичностью, сложносочиненные длинные хореографические фразы пришпорены динамикой общего действия, психологическая самоуглубленность оборачивается потребностью раскрыться. Сам танец отделан с китайской безупречностью, ее подчеркивают тщательно выстроенный свет, лаконичные костюмы и сценография. 38-летняя хореограф Си Син, сама танцующая центральную партию в своем спектакле, в последние сезоны стала главным открытием международной сцены. "Дягилев. P.S." позволил вновь ощутить себя в гуще балетной жизни.

/ Михаил Вильчук
Справка "РГ"

Лауреатом приза "Удиви меня!", который вручают на фестивале ежегодно, стала балерина Диана Вишнева, которая известна не только собственным сотрудничеством с ведущими современными хореографами, но и созданием фестиваля "Context. Diana Vishneva", который нередко проходит на тех же площадках, что и "Дягилев. P.S.". Награду доверили вручить режиссеру Андрею Могучему.

Театр Санкт-Петербург