Шутка великого князя тут же прославила кадета на весь корпус, а сама история превратилась со временем в байку. Но после революции Константин Подушкин, он к тому времени уже был ротмистром 18-го гусарского Нежинского полка, получил совсем другую славу - стал художником, чьи рождественские открытки расходились по русской эмиграции как горячий студень в дни зимних гуляний.
Часть открыток сегодня хранится в архиве Российского фонда культуры. Там же находится книга о талантливом гусарском офицере "Ротмистр Подушкин и его открытки", над которой более десяти лет работал известный коллекционер и государственный деятель Виктор Петраков. Как говорят в Фонде, книга стала его "прощальным поклоном". К сожалению, этот том вышел уже после смерти его автора.
Перед нами не просто набор красивых картинок, а целая судьба поколения эмиграции.
Свою первую открытку "Встреча 1921 года" Подушкин нарисовал в окрестностях греческого тогда города Галлиполи, где был разбит основной лагерь эвакуированных из Крыма частей Русской армии. На фоне уходящего к горизонту строя полевых палаток и склонов греческого полуострова мы видим пышную ель и цифры: "1920-1921". Важная веха в истории страны и тех, кто встречал то Рождество в тех самых палатках.
Известно, что несколько лет Константин Подушкин провел в Зальцбургском лагере перемеенных лиц ("ди-пи"). Были и другие скитания. И только в 1950 году семье удалось перебраться в США, где Подушкин полностью раскрылся как мастер открыточного дела.
На одной из открыток американского периода мы видим Деда Мороза (или это уже Санта-Клаус?) с телефонной трубкой в руках. Кому он звонит? Куда? Может быть, на родину. Ясно одно, он поздравляет с Рождеством Христовым и, возможно, сообщает, что "в этот новый год времени вступает вечность", где нет белых и красных, свои и чужих, а "все мы только дети". И если присмотреться, то за нарисованной оконной рамой можно разглядеть детские силуэты, интерьеры комнаты, в которой они разбирают подарки, напоминают квартиры императорской России.
Многие открытки Подушкина посвящены Российской империи, событиям военной истории, юнкерской жизни, кавалерии… Но рисовались они не только ради утоления ностальгии, не просто для души, но и на продажу. Их покупали представители эмиграции, 10 центов за штуку, тираж колебался от 1000 до 3000.
"Константин Николаевич также стал одним из основателей Общества бывших юнкера Елисаветградского кавалерийского училища, основной целью которого было поддержать дух елисаветградцев за границей. Секретарём дамского Комитета при этом обществе избрана Мария Владимировна, жена Подушкина, которая в 1961 году и положила начало изданию почтовых карточек", - рассказали "РГ" в Российском фонде культуры.
Профессиональное издание открыток Константина Подушкина завершилось сразу же после его смерти в 1969 году.
Сегодня тот дух Рождества, что долгие десятилетия хранила русская эмиграция, могут прочувствовать и читатели "РГ", с которой, в честь Праздника, Российский фонд культуры любезно поделился фотокопиями.