10.01.2024 03:00
Культура

Для строительства корпуса Нового Эрмитажа в Старой Деревне срочно нужен новый контракт

Текст:  Мария Голубкова (Санкт-Петербург)
Российская газета - Неделя - Северо-Запад: №3 (9245)
Завершение строительства третьей очереди фондохранилища Государственного Эрмитажа - корпуса "Библиотека" - вновь оказалось под вопросом. Реализация этого проекта продолжается уже более десяти лет, сейчас контракт заключен на сооружение подземной части 13-этажного здания, монолитного каркаса и "ограждающей конструкции", то есть стеклянного фасада. Эта фаза строительства должна быть завершена к концу 2024 года, а контракта на продолжение работ - прокладку инженерных сетей, внутреннюю отделку помещений - до сих пор нет. Если учесть, сколько времени обычно занимает проведение конкурсных процедур в подобных случаях, ситуация выглядит тревожной.
Парадную лестницу корпуса «Библиотека» планируется облицевать гранитом из Южной Африки. / Святослав Акимов
Читать на сайте RG.RU

Первая очередь фондохранилища, состоявшая из четырех корпусов, в прошлом году могла отпраздновать 20-летий юбилей, ее торжественно открыли к 300-летию Санкт-Петербурга. Вторую - в 2012 году. Проект третьей очереди прошел Главгосэкспертизу в 2014 году - то есть сейчас тоже своеобразный юбилей, но до сих пор не завершен.

Предполагалось, что средства на проект мастерской голландского архитектора Рема Колхаса будут выделены в честь 250-летия Эрмитажа. Контракт на строительство общей стоимостью 3,7 миллиарда рублей был заключен в 2015-м, победителю выплатили аванс в размере около миллиарда рублей. Однако затем взаимоотношения музея с подрядчиком обернулись "большим уголовным делом Минкульта". Возобновить работы удалось только в 2020 году, при этом, как отмечает директор действующей компании-подрядчика, построить такое здание, которое согласовала Главгосэкспертиза, уже просто невозможно. Поэтому процесс затягивает еще и необходимость согласовывать в надзорном органе абсолютно все поправки, которые вносятся в проектно-сметную и рабочую документацию. В связи с пандемией, а затем и введением антироссийских санкций таких изменений стало много больше. Например, изначально архитектурное гнутое стекло для фасадов планировалось заказать в Германии. В России такое не производят вообще. Поставщика нашли в Китае, но для этого пришлось посетить около десятка заводов.

Сейчас на строительной площадке практически полностью завершено сооружение монолитного каркаса здания. Это очень сложная инженерная конструкция, разработанная индивидуально с учетом так называемого прогрессивного разрушения - если убрать внутри несколько колонн-опор, она сохранит несущую способность.

Экскурсию по пустым и гулким бетонным пространствам, у которых к тому же еще нет внешних стен, для корреспондента и фотографа провела начальник Архитектурной службы Государственного Эрмитажа Людмила Акмен.

Михаил Пиотровский - о виртуальном музее и политике изоляции

- Сюда переедет основной массив книгохранилища нашего музея, - рассказывает она. - Это более чем 1,25 миллиона единиц хранения. Так что книги займут примерно половину всей площади - 14,44 тысячи квадратных метров. После того как помещения в южном павильоне Малого Эрмитажа освободят от книг, прежде всего их ожидает масштабная реставрация, которую ранее провести было просто невозможно. Затем музей решит их дальнейшую судьбу.

В новом корпусе хранилища Эрмитаж планирует создать первую в мире публичную научную библиотеку, доступ в нее будет сравнительно свободным. Общедоступная часть, реализованная через концепцию открытого пространства, разместится на третьем этаже, который является композиционным центром корпуса "Библиотеки". Здесь же - амфитеатром - большой лекционный зал, а к нему примыкает зона мультимедийного просмотра. Сдвоеннный первый-второй этаж представляют собой продолжение масштабного стилобата, на котором стоит стеклянный куб основного объема здания. В нем разместятся музей костюма с зонами открытого и закрытого хранения, а также театром моды и экспозиция крупномасштабных скульптур.

На четвертом полуэтаже, с которого через витражные стекла будет открываться вид вниз, на общедоступную зону, - залы научной работы. Следующие три этажа займет книгохранилище, на восьмом разместятся отдел редких рукописей и служебные помещения для сотрудников, на девятом и десятом - хранилища отдела "Арсенал", 11-й будет техническим, а 12-й этаж отдадут отделу Востока, псковским фрескам, историческим витринам.

Украшением входной части в новый корпус станет парадная лестница, которая ведет на третий этаж и которая уже получила название "Красная" - ее предполагается облицевать гранитом сорта African Red, его добывают в Южной Африке. Вот только когда это произойдет, предпочитают не гадать ни строители, ни музейщики. Сейчас на строительной площадке трудятся не более 160 человек, для объекта подобного масштаба и стоимости это совсем не много. По словам директора компании-подрядчика, если бы объект возводили комплексно, то есть сразу вместе с сетями и внутренней отделкой, потребовалось бы не менее 700 работников.

Комментарий

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа:

- В Старой Деревне уже возник Новый Эрмитаж. Как и исторический, он представляет собой комплекс зданий. Там тоже есть площадь - но вместо Александровской колонны стоит менгир. Это мощный музейный центр, который дополнит библиотека.

Все, что планировал Эрмитаж, было построено в свое время. В данном случае мы не стремимся завершить этот проект к какой-то определенной дате. Нужно сделать так, чтобы было хорошо. Те вещи, с которыми мы работаем, очень тонкие и аккуратные. Вопросы насыщения здания - а это и вопрос бюджета, и вопрос технологий - будут значительно сложнее, чем само строительство.

Кстати

Третий этаж корпуса "Библиотеки" - это девять метров от земли. Именно на такой высоте будет сооружен пешеходный переход над железной дорогой, которая отделяет третью очередь фондохранилища от первых двух. Воздушное пространство до отметки в девять метров - в ведении железнодорожников, так что в проекте учтены юридические аспекты. Переход будет общедоступным: петербуржцы смогут им пользоваться даже без посещения музея, так как потоки будут разделены и входы на переход будут и из здания, и с улицы. Для удобства пешеходов его оснастят эскалаторами и лифтами. А для бесценных экспонатов Эрмитажа - это еще одна гарантия сохранности при перемещении между корпусами.

СЗФО Музеи и памятники Санкт-Петербург