В частности, планируется установить с 1 февраля по 31 декабря 2024 года объемы количественных ограничений на ввоз в РФ отдельных видов семян из недружественных стран. Конкретные параметры ограничений будут определены постановлением правительства, которое разрабатывает минсельхоз, пояснили в минэкономразвития.
В декабре 2023 года минсельхоз уже подготовил такой проект. По нему нулевые квоты (то есть фактически запрет на импорт) предлагается установить на семена пшеницы, ржи и соевых бобов. Ввезти семян пивоваренного ячменя предлагается 0,6 тыс. тонн, семян кукурузы - 5 тыс. тонн, гибридных семян рапса и сахарной свеклы - по 2 тыс. тонн, гибридов подсолнечника - 7 тыс. тонн, семян картофеля - 16 тыс. тонн.
По данным минсельхоза на 2022 год, доля российских семян составляла 60%. Но если, например, в пшенице семена практически все отечественные, то в сахарной свекле доля импорта - около 97%, в картофеле - более 90%, подсолнечнике - около 75%.
Ранее первый замминистра сельского хозяйства Оксана Лут говорила, что итоговые параметры квот будут определяться исходя из потребностей рынка и внутреннего производства семян, а также с учетом планов поставщиков по локализации производства на территории РФ. Такие планы они должны предоставлять в минсельхоз ежегодно до 1 марта. С 1 сентября 2023 года в РФ действуют правила локализации производства семян. По ним в совместных предприятиях контроль (51%) должен оставаться за российскими компаниями. Кроме того, в документе прописаны критерии локализации производства.
Импортозамещение семян ключевых сельхозкультур - стратегическая задача отечественного АПК, считает председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. "Мы самообеспечены семенами пшеницы, нашей флагманской экспортной культуры, что позволяет нам полностью решить задачу собственной продовольственной безопасности, а также обеспечить устойчивое лидерство на мировом рынке", - говорит он. Чтобы добиться аналогичных результатов по другим культурам, нужно развивать отечественную селекцию как собственными силами, так и в кооперации с селекционерами из дружественных стран, локализуя и адаптируя их разработки для условий российских регионов земледелия. Последние изменения в нормативной базе создают необходимые стимулы, считает эксперт.
Но многие эксперты видят большие риски в квотировании импорта. Так, в письме на имя премьер-министра Михаила Мишустина президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский отмечает, что предложенный вариант несет "угрозу продовольственной безопасности РФ". Например, у России нет своих гибридов ржи. И хотя иностранными гибридами засеяно не более 10%, их урожайность в три раза выше российских сортов. Большая часть отечественных семян сои непригодна для получения высококачественной пищевой продукции. Коммерческих гибридов рапса российской селекции пока нет. А продуктивность российских сортов и гибридов подсолнечника нестабильна. Все это может привести к кризису, аналогичному яичному, среди причин которого стали перебои поставок инкубационных яиц и ужесточение правил оборота иностранных вакцин, считает Злочевский.
Введение запрета на ввоз средств производства неизбежно повлечет за собой увеличение затрат российских растениеводов, ведь чем ниже конкуренция и меньше предложения на рынке, тем выше цены, считает директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ Алексей Иванов.
"Искусственное ограничение конкуренции приведет к цепной реакции и в очередной раз раскрутит продовольственную инфляцию. При этом с точки зрения поддержки отечественного семеноводства мера выглядит довольно сомнительной - ограничение конкуренции обычно приводит к снижению эффективности, а российская отрасль селекции и семеноводства и так не особо конкурентоспособна на мировом рынке", - говорит Иванов.